Жизнь без автомобилей: как это?

Есть ли жизнь без автомобиля?

В субботу, 22 сентября, прошел Всемирный день без автомобиля (World Car Free Day), ежегодно отмечаемый в этот день во многих странах. Он проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта.

Главный девиз Дня: «Город как пространство для людей, пространство для жизни». В Запорожье этот день был не особо заметен. О нем напомнили разве что немногочисленные представительницы прекрасной половины человечества, которые провели «Велопарад девушек #ZpCycleChic 2018».

Любительницы экологического транспорта проехали по проспекту Соборному от площади Запорожской до Областной научной универсальной библиотеки.

Слишком большое количество машин — проблема не только больших городов, где люди значительную часть жизни проводят в выхлопных газах автомобильных пробок. Это проблема уже достаточно давно является глобальной. Ведь автотранспорт разрушает биосферу планеты.

Удельный вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов достигает 40%.Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов.

Обратите внимание

К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. Да что там лет.

Смерть может быть и мгновенной — подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца — такова статистика.

Идея минимизации использования автотранспорта, работающего на двигателе внутреннего сгорания, возникла с начала знаменитого нефтяного кризиса 1973-го года, который до сих пор считается крупнейшим, обнажившим множество проблем, связанных с использованием чёрного золота.

Как известно – прогресс не стоит на месте и понимание нашей нездоровой зависимости от нефти плюс нарастающая экологическая напряженность привели к тому, что с 1994-го года в мировом сообществе стали звучать всё более откровенные призывы хотя бы как-то сократить использование автотранспорта.

Традиция проводить День без автомобилей началась в Англии в 1997 году, а еще через год прошла во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.

В настоящее время по приблизительным оценкам, в этой акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.

Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций садятся в этот день на велосипед, чтобы напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт. Хотя бы раз в год.

Крупные города многих стран в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы. В некоторых городах в этот день также проходят специально организованные мероприятия.

Нарастающая популярность Всемирного Дня без автомобилей вполне объяснима.

Важно

Кроме того, многие уже сейчас понимают, что двигателю внутреннего сгорания, работающему на переработанных нефтепродуктах, есть множество прекрасных и перспективных альтернатив.

Это не только новые технологии, которые приходят на смену бензиновым и дизельным двигателям, но и хорошо забытые старые – велосипеды, общественный транспорт и пешие прогулки.

И, конечно, важно не столько ярко провести День без автомобиля, сколько создать всем желающим условия для максимального отказа от автомобильного транспорта во все остальные дни года. А что в этом плане сделано в Запорожье? Да почти ничего.

Велодорожки в городе по-прежнему настолько фрагментарны, что не играют никакой функциональной роли. Неумно сделать так, чтобы человек 200 метров ехал на велосипеде, а потом 500 метров тащил его на себе или подвергал свою жизнь опасности.

А ведь опыт как европейских городов, так и некоторых городов Украины говорит о том, что во многих случаях не нужно больших капиталовложений. Достаточно сделать необходимую дорожную разметку.

Впрочем, что говорить о разметке для велосипедного движения в городе, где тысячи людей каждый день подвергаются смертельной опасности, потому что не возобновлены «зебры» пешеходных переходов, стертые автомобильными шинами!?

И все же приведем в пример некоторые европейские города, в которых автору этих строк недавно посчастливилось побывать. Сразу, чтобы не повторяться, отмечу общее место. Ни в одном из городов Польши, Чехии, Германии не видел ни одной маршрутки. Такого вида транспорта там не существует.

Бывший побратим Запорожья, польский город Вроцлав. За 27 лет после расставания этот город уже, наверное, недосягаемо обогнал Запорожье в своем промышленном развитии. За городом появились новые суперсовременные предприятия. Электроника, автомобилестроение и т.п.

Поэтому бурно развивающаяся индустриализация не повлияла на экологию города. Тем не менее видно сразу, что экологии транспорта здесь уделяют серьезное внимание. Начнем с того, что велосипед здесь является одним из видов общественного транспорта. Разметка для велосипедного движения – практически на всех улицах.

Велосипедистам отводится как часть тротуаров, так и часть автомобильного полотна. Велопарковки – это не жалкие трубы, к которым можно приковать свой велосипед. Это часто еще и своеобразное велоСТО с компрессором, чтобы можно было за секунду подкачать камеру, с элементарным набором инструментов.

Совет

Очень развита сеть парковок общественных (городских) велосипедов, которые каждый может взять напрокат. Внес через Интернет небольшую сумму со своего карточного счета, получил код, и берешь велосипед на стоянке неподалеку от дома, потом ставишь на стоянке поблизости от места работы.

Точное время проката фиксируется электроникой парковки. С тебя взымается сумма, соответствующая времени проезда. До 20 минут – вообще бесплатно.

Если говорить об остальном общественном транспорте, то здесь тоже доминирует экологически чистый – трамвайный, сеть которого очень развита. На каждой остановке — расписание движения. И если написано, что трамвай приедет в 12.

41, то он приедет именно в 12.41. То же касается и автобусов. В случае очень редких происшествий на дороге возможна задержка разве что до двух минут. Интервалы на каждом маршруте — небольшие. Ждать долго не надо. В салонах- кондиционеры.

На табло высвечивается следующая остановка.

Вроцлав – привлекательный город для туристов. И нужно отметить, что все туристические микроавтобусы и автомобили – это электрокары.

Но, конечно, вроцлавский электротранспорт все же меркнет по сравнению с пражским. Чешские трамваи, к которым мы привыкли, там еще на окраинах города встречаются, но редко. Современные же трамваи производства концерна Шкода напоминают скорее японские скоростные электрички. Они, как правило, вместительные, состоят из 3 – 5 секций. Сеть развита беспрецедентно.

Там не одна сотня маршрутов, интервалы движения очень короткие, в центре вообще трамваи ходят один за другим. Только там понимаешь, что такое общественный транспорт, приспособленный для перевозки людей с инвалидностью. Высота платформы остановки и подножки трамвая совпадают сантиметр в сантиметр. Все продумано до мелочей. То же можно увидеть и в немецком Дрездене.

Все это у многих из нас может вызвать вздох обреченности: «Куда уж нам!» Но давайте попробуем сделать хоть что-то, давайте требовать от городских властей идти хотя бы по тому пути, по которому уже прошли наши бывшие партнеры по соцлагерю. У них же стартовые возможности были не лучше, а часто и хуже наших.

Обратите внимание

А для начала попробуйте, пусть даже и не 22 сентября, провести только один день без использования личного автотранспорта. Этим мы непременно внесём существенный вклад не только в наше собственное здоровье, здоровье наших детей и близких, но здоровье людей всего города, всей планеты, позитивно влияя на экологию!

Сергей Веретенников

(Visited 9 times, 1 visits today)

Источник: https://mig.com.ua/est-li-zhizn-bez-avtomobilja/

Жизнь без автомобилей: мечта или реальная перспектива?

В минувшую субботу, 22 сентября, во всем мире прошел день без автомобиля. Во многих странах отказ от привычных транспортных средств на один день давно стал традицией.

Главная цель такого дня – продемонстрировать, насколько реальна жизнь без авто. Также он подразумевает пропаганду общественного транспорта, способа передвижения на велосипедах или пешком.

В Запорожье никакого ажиотажа в отказе от авто не было.

Единственным примечательным событием в городе, посвященным Всемирному дню без транспорта стал «Велопарад девушек». Пересев на велосипеды, девушки в нарядах прокатились по проспекту в центре Запорожья.

Ученые говорят уже о глобальных масштабах большого количества машин на дорогах в больших городах. Мы начинаем жить в выхлопных газах, а вместе с ними страдает и вся планета.

Исследования показали, что на протяжении года легковой автомобиль забирает около 4 тонн кислорода. Также существенно превышен уровень шума в городской местности.

Если рассмотреть воздействие выхлопных газов на человеческий организм, мы сами сокращаем себе продолжительность жизни. Каждую минуту производят новый автомобиль-убийцу.

Сама история празднования Всемирного дня без авто зародилась в Англии в конце 20 века. Затем традицию подхватила Франция, а уже к 2001 году присоединились более тысячи городов со всех уголков планеты. Поскольку в условиях современного ритма не всегда удается полностью отказаться от транспорта, можно просто пересесть на экологически чистые велосипеды.

К сожалению, запорожцы просто не смогли ощутить всей сущности этого дня. Практически никто не понимал, почему разодетые в яркие наряды девушки катались по проспекту на велосипедах.

В городе практически нет условий для их безопасного передвижения. Велодорожки остаются лишь мечтой для горожан. И все это при том, что нанесение разметки не требует больших затрат.

Достаточно проявить инициативу городским властям, чтобы сделать город комфортней.

А что если развиваться по опыту европейских стран, которые не так далеко расположены от Украины. Например, в Польше, Чехии и Германии уже давно отказались от маршруток. Этот вид транспорта себя исчерпал, поэтому от него просто отказались.

Важно

Например, в Польше создают модернизированные предприятия, чтобы максимально сократить вредные выбросы в атмосферу. Люди, видя негативные последствия загрязнения, сами пересаживаются на велосипеды.

Для них созданы безопасные условия передвижения: тротуары и разметка на дорожном полотне. Особое внимание уделяют и велопарковкам, велоСТО. Из общественного транспорта чаще вы увидите современные трамваи.

Каждая остановка оборудована информационным табло, на котором есть расписание.

В Чехии трамваи напоминают скоростные электрички. Здесь линия и разветвление транспортных путей развиты идеально. Соблюдение интервалов движения, удобное расписание, возможность добраться в любую точку города.

Вместо пассивного настроения стоит начинать верить в лучшее и делать для этого хотя бы то, что вам под силу. Стоит требовать от властей изменений. А 22 сентября мы могли бы просто отказаться на один день от автомобиля. И это был бы ваш личный вклад в экологию Запорожья.

Источник

Источник: https://onpress.info/zhizn-bez-avtomobilej-mechta-ili-realnaya-perspektiva-142693

АВТОопрос, или Есть ли жизнь без АВТО?

10 : 23    |    26.10.2016

30 октября свой праздник отмечают автомобилисты. Те, для кого автомобиль – это не только средство передвижения, но и верный друг. Мы побеседовали с несколькими из них. Итак, немного про ответственность, свободу и «водятлов»…

Александр Васильев, 47 лет, 25 лет водитель-дальнобойщик, сейчас в рейсе:

– Водитель-дальнобойщик, кто он?

– Нынешний дальнобойщик вовсе не чумазый водила в ватнике и с кувалдой. У всех в машинах есть не только газовые плитки и телевизоры, но и кофеварки, холодильники, видеорегистраторы, радиостанции, планшеты или ноутбуки. Любой нормальный водитель стремится держать в порядке и кабину, и машину. Для дальнобойщика она основной источник заработка.

Вовремя не обратил внимания на маленький стук – это тебе «отольётся» большим ремонтом. Грузовики нынче тоже непростые – в них полно электроники, микросхем. Так что нормальный дальнобойщик должен быть не просто «ездюком», но и автомехаником, и электронщиком, и техническим контролем, и юристом. Документов-то нынче на груз – большая пачка.

Вечерами на стоянке, бывает, сидишь и читаешь Таможенный кодекс, КоАП, ГОСТы разные. В организации, где я работаю, каждый год мы сдаём внутренние экзамены: и по ПДД, и по безопасности движения, и по правилам перевозок. Пока не сдашь, к работе тебя не допустят. В общем, интеллект водителю нужен не меньше, чем физическая сила. Хотя она тоже нужна – колесо, например, 80-90 кг весит.

Коллеги, конечно, помогут, но на безлюдной дороге надо на себя рассчитывать.

Александр Важенин, 59 лет, мастер производственного обучения местного отделения ДОСААФ, за рулём 43 года:

– Кого легче научить вождению – мужчину или женщину?

– Мне кажется, такого разделения нет. И среди мужчин, и среди женщин есть те, для кого это непросто. Не было ещё в моей практике ученика, который бы сел первый раз за руль и, не боясь, поехал.

Бывает, что у кого-то не получается, тогда нужно вовремя подбодрить, убедить. Но никогда не стоит считать себя профессионалом, все мы учимся в течение жизни. А если автомобилист излишне самоуверен, это может закончиться плачевно.

Ведь по статистике, больше всего аварий совершают опытные мужчины, думающие, что они профессионалы.

– Должен ли автомобилист разбираться в устройстве автомобиля?

– Сейчас много сервисов, где работают мастера своего дела, поэтому большой надобности в этом нет. Но общее устройство знать, конечно, необходимо. Уметь проверить масло, охлаждающую жидкость. А вообще каждый водитель должен взять в привычку проводить осмотр авто перед поездкой, многие сейчас забывают об этом.

Осмотреть колёса, кузов на наличие повреждений – вдруг спустило колесо или сосед неудачно припарковался. Завели двигатель – не забудьте проверить, работают ли фары.
Но главное – не забывать, что автомобиль – это не развлечение, а серьёзная и опасная техника, способная убить человека.

Читайте также:  Восстановлению подлежит: где найти запчасти для сельхозтехники

Помните, что, вовремя переставив ногу с газа на тормоз, вы можете спасти свою жизнь и жизнь других людей.

Игорь Васильев, 19 лет, служит в Заполярье в должности водителя-механика, за рулём 3 года:

– Чувствует ли автомобиль то, как к нему относится водитель?– На Крайнем Севере машин немного, а расстояния большие. Не подготовишься к рейсу – встанешь где-нибудь в тундре, за сто километров от жилья, и некого будет назначить виноватым. У меня сейчас машина 1982 года выпуска. Глаз да глаз нужен, всё время что-то ломается. Но я её всё равно

люблю и она, между прочим, это понимает. Иной раз из последних сил тянет до гаража, знает – сейчас я ей «первую помощь» окажу, а потом буду «долечивать» по полной программе. До меня на ней служил другой водитель. Он, когда демобилизовался, приходил в бокс с ней прощаться, чуть не плакал – на кого оставит, будет ли новенький нормальным водителем или «водятлом».

Ольга Васильева, за рулём 26 лет:

– Вы можете представить свою жизнь без автомобиля?

– Права я получила ещё в школе. С тех пор просто «заболела» вождением. У нас вся семья «автомобильная»: муж 25 лет работает водителем магистрального тягача, а по-простому, водителем-дальнобойщиком.

Сын получил в Санкт-Петербурге специальность автомеханика, сейчас проходит срочную службу в Заполярье в должности водителя-механика и мечтает пойти по стопам отца – водить большегрузные машины. Я несколько лет отработала водителем в одной из чудовских таксомоторных компаний.

Больше всего километров у нас, конечно, «накатал» глава семьи – уже за 3 миллиона.

Совет

Без авто свою жизнь уже представить не могу. Для меня машина – это независимость. От людей, от обстоятельств.

За хлебом я и пешком схожу, а вот сорваться и поехать посмотреть на Баренцево море – это бесценно. Если будет трудно, машина «прокормит», и я даже не такси имею в виду.

Я могу выбрать работу в любом городе, хоть в Тосно, хоть в Новгороде. У меня больше свободы в выборе, чем у «безлошадных».

Мария Кошелева, молодая мама-автомобилист, за рулём два года:

– Машина – это роскошь или средство передвижения?

– Права я получила 7 лет назад, когда у меня родился первый сын Матвей. Но машина мне потребовалась после появления в нашей семье второго ребёнка – Серёжи. Магазины, детский сад, больница

– с двумя детьми это непросто осилить. И машина – это очень удобно, экономит время, позволяет быть мобильной. Хоть город и маленький, но автомобиль, я считаю, нужен. Можно, конечно, ходить пешком, но лучше передвигаться с комфортом.

Я езжу только по городу, за дальние поездки у нас «отвечает» муж. Я люблю сидеть рядом, любоваться пейзажами. Ведь за рулём, ты сосредоточен на дороге и часто просто не замечаешь красоты вокруг.

– Отличаются ли мужчины-автомобилисты и женщины-авто-мобилисты?

– Я считаю, нет. На дороге мы все равны. Когда ты сел за руль, ты – водитель. И мы несём ответственность не только за себя, но и за жизни своих пассажиров, других автомобилистов и пешеходов. Поэтому я соблюдаю все правила. И так должен поступать каждый.

Андрей Тростяницер, 40 лет, ведущий механик гаража Чудовской дистанции СЦБ, за рулём 12 лет:

– Какими качествами должен обладать профессиональный водитель?

– Во-первых, это должен быть ответственный человек. Ведь мы перевозим людей, отвечаем за их жизни. На дороге нужно быть внимательным, собранным, аккуратным. Важны строгое соблюдение правил, выносливость.

Это только кажется, что работать водителем легко – сел и поехал, на самом деле это непростой труд. Более восьми лет у нас трудится Александр Иванович Трофимов, профессионал своего дела.

Машина у него всегда в хорошем техническом состоянии, что немаловажно.

– Почему среди профессиональных водителей так редко можно встретить женщину?

– У нас, например, очень напряжённый график. Помимо основного рабочего времени есть ещё дежурства, а протяжённость участка – от Санкт-Петербурга до Окуловки. Случается, что нужно оперативно собраться за несколько минут и ехать за 200 км. Для этого нужны мужская сила и выносливость, не женская это работа. Слабый пол нужно беречь.

Олеся САДОВНИКОВА,  фото автора и из архива семьи Васильевых

Источник: http://pressa53.ru/rodina/10904-avtoopros-ili-est-li-zhizn-bez-avto.html

Свобода жизни без автомобиля – как без него обойтись, и где ему найти альтернативу

В советское время автомобили были скорее роскошью, нежели доступным средством передвижения. Трудно сказать, что ситуация особо изменилась в последнее время, учитывая уровень жизни в нашей стране.

Даже в наши годы на автомобиль удается накопить далеко не каждому: многие люди продолжают перемещаться общественным транспортом, покупают велосипеды, дабы уменьшить транспортные расходы.

Ситуация вполне понятна – жить на широкую ногу сегодня сможет не каждый, все банально просто – финансы не всё позволяют.

Обратите внимание

Конечно, при большом желании можно купить автомобиль в кредит, суметь сэкономить на чем-то, для того, чтобы реализовать мечту – обзавестись колесами.

Как показывает практика, некоторые люди готовы на все (в плане финансовых растрат), дабы получить то, что им нужно.

Правда, напрашивается вопрос: нужен ли вообще человеку автомобиль, и действительно ли потребляющие топливо транспортные средства – это вещь, без которой нельзя обойтись?

Возможно, это может показаться странным, но есть люди, которые могут, но просто не хотят иметь автомобиля, и приобретают вместо него электрические скутеры или велосипеды, поддерживая гуманистические цели сохранения экологии.

Условно все население можно разделить на несколько категорий: тех, кто не представляет своей жизни без автомобиля, тех, кто прекрасно живет без него, довольствуясь услугами общественного транспорта, ну и, конечно же, тех, кто находит прекрасную альтернативу бензиновой машине в педалируемом или же электрическом транспорте – дешевом в обслуживании, комфортном, скоростном и экологически безопасном. Последний вариант, кстати, является тем вариантом средства передвижения, который в обширной рекламе не нуждается.

Генри Форт создал удивительное изобретение, положив основы свободы передвижения практически каждого, но, к сожалению, сегодня именно на этот вид транспорта приходится 92% всех ядовитых выбросов в атмосферу.

Некоторые люди сознательно, руководствуясь целью сокращения уровня загрязнения воздуха и улучшения экологической обстановки, начинают ездить на метро или ином общественном транспорте, приводимым в движение электричеством. Правда, мало кто решается бросить свой автомобиль ради чистого воздуха.

Сознательных людей очень немного, но такие все же встречаются. К сожалению, далеко не всегда комфортно чувствуешь себя в подземке метро в очереди за билетиками, или же переполненном душном троллейбусе. Вокруг никого, и ты один в вагоне метро или трамвая – так только в сказках бывает.

Важно

Совсем другое дело электрический велосипед – тут тебя никто ни к стеклу не прижмет, ни ноги не оттопчет.

Ещё один фактор, который побуждает пересесть с автомобиля на общественный транспорт или велосипед – это нехватка денег.

Не совсем выгодны сегодня автомобили, учитывая космические цены на бензин, стоимость проведения периодического ремонта (а такой рано или поздно неизбежен), оплату парковок и последствия своего или чужого лихачества на дороге.

Хоть и комфортно с автомобилями, но вместе с тем и особо хлопотно, и затратно. Вот и приходится выбирать то, что подешевле.

Когда цены на топливо перешагнули “психологический рубеж”, сотни людей, подсчитав расходность использования автомобилей, переключились на общественный транспорт, велосипеды или прогулки на своих двоих. Считайте сами, при сегодняшней цене на бензин поездки за месяц по городу общественным транспортом обойдутся, как минимум, в 30 раз дешевле, а на электрическом велосипеде будут практически бесплатными.

Пешая жизнь по сравнению с автомобильной также дарит человеку много возможностей, но на своих двух ногах, согласитесь, очень далеко не добежишь, да и времени подобные прогулки по свежему воздуху могут занять немало. Поэтому данный вариант альтернативы автомобилю можно обойти немножко стороной, подчеркнув лишь, что пешие прогулки будут полезны для здоровья и сохранят кошелек в целости и сохранности.

Конечно, можно навести пример ряда случаев, когда без автомобиля объективно не обойтись. Но, думаю, в случае возникновения ситуаций из данного списка можно иногда прибегнуть и к помощи такси или службы грузоперевозки, персональный же автомобиль не так уж и нужен.

Потребности в ежедневном использовании автомобиля как такового не существует – ему практически всегда можно найти альтернативу.

Совет

Как говорил Крис Балиш, автор всемирно известной книги “Как прожить без собственного автомобиля”: “Для большинства людей покупка и владения автомобилем является худшим финансовым шагом в их жизни, но люди делают эти ошибки снова и снова”.

Среднестатистический американец тратит на покупку и обслуживание автомобиля пятую часть своих ежегодных доходов, для украинца же процент расхода от годового дохода на автомобиль будет ещё более высоким. Только, чтобы выплатить кредит за автомобиль, придется ограничивать свои будничные запросы, как минимум, на протяжении пяти лет, и это при лучших раскладах.

Автомобиль или велосипед – что выбрать?

Около трех веков тому назад вошел в обиход велосипед. Вначале признавали его лишь в сельской местности, но со временем велосипед обрел популярность и в городе.

По сей день это чудо техники колесит по бетонным, асфальтированным улицам города.

Любовь и привязанность к приводимому в движения мускульной силой ездока транспортному средству объясняется довольно просто, ведь не требует велосипед никакого замысловатого ухода, ни большого гаража, ни бензина.

Возможно, сегодня городские жители и отстранили в определенной степени это практически первое порождение дорожный цивилизации на второй план, будучи привлеченными к стихии автомобильного транспорта, но можно ли считать автомобиль лидером городских улиц? Люди всегда стремятся ехать как можно быстрее, дабы успевать на работу, домой, в магазин или в гости.

Но странность состоит в том, что преимущество скорости автомобиля, не так явно проявляется в городе, как на пригородной трассе. Чем более интенсивно движение в городе, тем меньшим становится предел скорости, с которой может перемещаться автомобиль.

Под холодным взором перемигивающихся светофоров автомобили чувствуют себя неуютно, тесно им на городским улицам. Велосипеду же ощущение тесноты на дороге незнакомо: он настолько мал, что в разы маневреннее даже самого крохотного автомобиля.

Хочу обратить внимание на то, что в городской среде обычный велосипед лишь немного проигрывает автомобилю в скорости, а что уж говорить об его электрическом аналоге, который едет вровень с бензиновым автомобилей.

Электровелосипед обходит автомобиль – шуточное ли это дело, но такое явление довольно часто можно наблюдать на улицах не только Пекина, Сингапура, Парижа, но и даже нашего родного Киева.

Так можно ли говорить, что электровелосипед уступает автомобилю, когда он не то, что не имеет недостатков, так ещё и обладает значительно большим числом преимуществ? Возможно, электровелосипеды менее комфортны, нежели автомобили – нет у них удобных широких кресел, на которых можно сидеть вразвалку, нет большого лобового стекла, защищающего от порывов ветра, но заметьте, поездки на электрическом велосипеде значительно более полезны, как для здоровья велосипедиста, так и окружающей среды, они более выгодны финансово по той простой причине, что электричество относится к числу наиболее дешевых энергетических источников, доступных человеку. Казалось бы – курьез, но факты говорят сами за себя. Что говорить, вновь возрождается эпоха велосипеда, правда на этот раз властвовать на улицах приходится не обычным велосипедам, а электрическим. Электрический велосипед более быстрый, комфортный, практичный…

Есть на карте такие города, на улицах которых возможность перемещения автомобилей ограничена. К их числу можно приписывать не только города перенаселенного Китая или США, но и европейских стран. В Голландии велосипеды уже потеснили автомобили.

Ярким примером является и Варшава, выживающая шумные автомобили из своих тихих, спокойных улочек. Старинная Прага закрыта для автомобилей, чего не скажешь о велосипедах. Катаясь на электровелосипеде можно ознакомится с красотой старинного города.

Правительство ряда стран смотрит далеко вперед и потому вводит ряд льгот для велосипедного транспорта, расширяет ареал мест перемещения для велосипедов.

Обратите внимание

В странах Европы, Азии и Америки в наше время велосипеды можно увидеть не только на улицах, но и в административных, торговых центрах, и как когда-то в давние времени брались в наем конные упряжи, так здесь сегодня можно взять прокатится на двухколесной лошадке с педалями.

Такие крупные города, как Париж, Нант, Страсбург, Лион уже давно обзавелись специализированными службами аренды велосипедов. Модное течение в определенной степени охватило и электровелосипеды.

Уже далеко не редко сегодня явление, когда на улицах города сдают в аренду велосипеды с мотор-колесами, ведь это куда более функциональная альтернатива любому городскому транспорту, включая обычные педалируемые велосипеды.

Как традиционный велосипед, так и электрический – это спасательные ниточки не только в борьбе за чистый воздух, но и тишину.

Ещё более двух тысяч лет назад специальным эдиктом Гай Юлий Цезарь ограничил в Риме в базарные и праздничные дни верховую и колесную езду, дабы сохранить в городе спокойствие.

Император Клавдий пошел ещё дальше, запретив въезд в город на колесницах и повозках, ограничив способ перемещения в черте города исключительно пешими прогулками. Сейчас, конечно, не то время, но проблемы те же: шум и гам городских улиц не одному уже человеку принесли головную боль.

Читайте также:  С европы с любовью или зачем нужен адаптер горловины топливного бака

Велосипед полезен и с той точки зрения, что позволяет укрепить здоровье велосипедиста. Тенденция такова, что более 90% ежедневного времяпровождения человека приходится на малоактивную сидячую работу.

Мало кто из современников смог превратить физические упражнения в привычку: спортом заниматься практически никто не любит, то ли по причине отсутствия свободного времени, то ли просто по причине банальной лени.

Важно

Для поддержания мышечного тонуса остается лишь велосипед, это то средство передвижения, на котором ездить не только интересно и приятно, но и полезно. Велосипед – это капучино “три в одном”: и отдых, и спорт, и недорогое выгодное средство передвижения.

При езде же на велосипеде в работу включаются мышцы, которые без длительного движения начинают ослабевать. Перемещение же на электрическом велосипеде с мотор-колесом полезно с той точки зрения, что позволяет координировать приложение физического усилия велосипедистом с работой электромотора, при которой его мышцы отдыхают.

Указанная производителем максимальная скорость передвижения электровелосипеда в 25-45 км/ч не отражает всех его возможностей, ведь ему нередко приходится двигаться в общем потоке машин, объезжая “застрявши” в пробке автомобили.

Электрический велосипед – один из элементов модели идеального общества, борющегося за сохранность первозданной природы. И разумеется, чтобы суметь понять историческую роль данного средства передвижения нужно переосмыслить понятия именуемые “хорошей жизнью” или “житейськими благами”.

Мы не сможем решить проблему загрязнения атмосферного воздуха и разрухи экологии, не понимая сути этих словосочетаний. Хорошо жить – не значит быть материалистичным, стремится к “максимальной выгоде”.

Для того, чтобы двигаться вперед, не разрушая все вокруг, надо научится жить хорошо, видя смысл существования не в более дорогом автомобиле, а в чем-то более высоком, духовном… Машин на дорогах с каждый годом становится все больше.

Люди, привыкшие к комфорту, порой и три шага ленятся сделать пешком, садясь за руль больше для забавы, нежели из потребности. Что же остается делать сознательным людям – молча жалеть планету или делать шаг в направлении её защиты?

Источник: http://www.electra.com.ua/ebike/437-svoboda-zhizni-bez-avtomobilya-kak-bez-nego-obojtis-i-gde-emu-najti-alternativu.html

Жизнь без автомобиля

Под влиянием чтения книги Вукана Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» ещё раз задумался о пресловутом «автомобильном вопросе» применительно лично к себе и к своего городу.

Являются ли по факту жители Великого Новгорода, не имеющие личного автомобиля, людьми второго сорта по сравнению с власть автомобиль имущими? Как человек, имевший возможность тем или иным способом побывать «по разные стороны баррикад», но не имеющий возможности купить личный автомобиль себе и своей будущей семье из-за неспособности к вождению, я попытался задуматься над данным вопросом.

Сразу же оговорюсь, что я никого не отговариваю покупать и использовать личный автомобиль; если у кого-то есть возможность купить его тем или иным способом (единовременной выплатой или в кредит), достаточно денег, чтобы этот автомобиль содержать (бензин, страхование, техобслуживание, регулярная покупка и замена запчастей) и все необходимые внутренние качества, чтобы его водить (об этом ниже), — то вперёд и пожалуйста. В целом, разумеется, наличие личного автомобиля лучше его отсутствия — если только его разумно использовать. Ведь всё-таки ездить на личной машине на работу и обратно (если только не имеешь работу, прямо включающую наличие личного автомобиля — скажем, курьер, агент недвижимости или представитель иной работы, где надо быстро и много мотаться между разными точками города в течение каждого рабочего дня), имхо, по меньшей мере безответственно по отношению и к другим автомобилистам, и к пешеходам, т.к. от слишком большого количества желающих «ехать быстро» в одно время и в одном месте, неудобно и опасно в итоге всем и каждому. И с парковками, кстати, везде в городе большие проблемы тоже именно из-за этого — как бы сказал тот же Вучик, никакое предложение не в силах удовлетворить неограниченный спрос.

Тем более, как ни парадоксально, именно за последние пять лет, когда число автомобилей в городе удвоилось и начались все вытекающие из этого проблемы, общественный транспорт стал ходить намного чаще, а его подвижной состав стал новее, быстрее и удобнее.

При этом он вполне покрывает значительную территорию города и стимулирует ходить пешком, что, вообще-то, лучше и ненавязчивее всяких бегов и тренажёров при сравнимой полезности.

Совет

Есть, конечно, места, куда общественным транспортом добраться неудобно (прежде всего самая старая часть города по обеим сторонам Волхова, т.е.

всё то, что за Ярославовым дворищем и Прусской улицей соответственно) или вообще невозможно (Рабочая улица или Колмовская набережная), но большинству населения города туда если и надо, то крайне редко, и заводить автомобиль только из-за существования таких мест в принципе как минимум нерационально 🙂

Но если отбросить рутинные «маятниковые» поездки на работу и обратно и прочие перемещения по городу, которые можно и нужно выполнять общественным транспортом, какие случаи остаются, где без автомобиля объективно не обойтись? Каждый, наверное, может составить свой больший или меньший перечень таких случаев. Лично для меня были бы актуальны следующие:

  • путешествия — особенно по маленьким городам и деревням, где общественным транспортом добираться не всегда удобно, а в их ожидании чувствуешь себя не всегда уютно и безопасно, а также по отдалённым достопримечательным местам, в которые вообще непонятно как попадать на общественном транспорте;
  • поездки в гипермаркет по выходным, ибо в наши дни гипермаркет — это не роскошь, а способ сделать закупку на неделю вперёд и не таскаться в конце каждого рабочего дня по магазинам за продуктами, что в условиях усталости от целого дня работы и необходимости набирать несколько сумок продуктов вообще-то небольшое удовольствие. Тем более по воскресеньям дороги в городе всегда свободны и никто никому на них особо не мешает — ну просто мечта для водителя;
  • перевозки «малоподвижных» близких и членов семьи (отвезти ребёнка или бабушку в больницу и т.п.);
  • перевозка крупногабаритных и/или тяжёлых грузов — например, купленного холодильника или стиральной машины как способ сэкономить на доставке груза от магазина до дома; даже уже в легковом хэтчбэке их вполне можно перевезти, проверено);
  • необходимость вернуться откуда-то в городе поздно вечером, когда общественный транспорт ходит уже редко, а ожидать его на остановке и идти от остановки до дома может быть не очень уютно и безопасно.Рассмотрим теперь каждый случай в отдельности при невозможности обладать личным автомобилем ни сейчас, ни в перспективе.
  • Путешествия — да, сразу очень много ограничений в виде «связанности междугородним транспортом»; испытал это сам, например, во время самостоятельных поездок в Тихвин и Кончанско-Суворовское. Где-то приходится вообще ехать экскурсией, чего я в целом не очень люблю из-за отсутствия ощущения личной свободы действий, но преимущество «туда довезут и оттуда отвезут» при поездках в некоторые отдалённые места перевешивает. С другой стороны, из Великого Новгорода с удобством можно ездить на машине разве что в сторону Пскова и Старой Руссы, а все прочие направления сопряжены с ездой по трассе М10 Москва — Санкт-Петербург со всей вытекающей необходимостью постоянного лавирования между фурами по средней полосе, которая в твоём направлении то появляется, то исчезает… Впрочем, многие другие магистральные междугородние трассы (например, М9 Москва — Великие Луки — Рига или М20 Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев) ещё опаснее, т.к. имеют вообще двухполосное движение, и неслабый поток фур можно обгонять только по встречной, что требует энного количества дополнительной расчётливости «на месте» и нервов. По междугородним трассам на автобусе ехать пусть медленнее, но как-то спокойнее.
  • Поездки в гипермаркет по выходным. Здесь опять же в наше время проблем становится всё меньше, ибо во многие городские продовольственные гипермаркеты (особенно в оба гипер-«Магнита») подводят общественный транспорт, позволяющий уехать прямо от магазина, сколько бы тяжёлых сумок ты себе там не набрал. А то, что эти сумки нужно ещё тащить от остановки до дома — что ж, и на машине далеко не всегда удаётся встать у подъезда и порой тоже приходится пронести сумки руками с полсотни метров. Опять же, оттаскать более тяжёлые сумки один раз в неделю, когда к тому же всё равно больше нечего делать, психологически легче, чем таскать меньше, но каждый день и усталому после работы.
  • Перевозки «малоподвижных» близких и членов семьи и необходимость вернуться откуда-то в городе поздно вечером. Здесь да, без такси порой не обойтись. Но следует помнить, что на такси ездить дороже, чем на машине, только с точки зрения прямых расходов на саму поездку. Да, на машине бензина потратишь меньше, но машину надо ежемесячно обслуживать (а запчасти, мойка, техобслуживание и т.п. обходятся не так уж дёшево), поэтому с учётом «неявных» расходов стоимость проездного на автобус плюс четырёх-пяти поездок на такси в месяц всё равно будет не больше ежемесячной стоимости заправки + обслуживания личного автомобиля.
  • Перевозка крупногабаритных и/или тяжёлых грузов. Здесь выход прост: выбирать магазины с бесплатной доставкой до подъезда и тем самым поощрять их ориентированность на клиента 🙂


Скажете, проще купить машину? Ну, кому-то действительно проще — но далеко не всем.

Начнём с того, что водитель, по-хорошему, должен иметь не только водительские права (которые в автошколах за взимаемую ими немаленькую плату дают очень и очень охотно), но и целый набор качеств, которые должны иметься в тем большей степени, чем больше автомобилей и чем интенсивнее автомобильное движение в городе (актуально теперь уже для всех российских областных центров):

  • внимательность и способность быстро переключать внимание, не отвлекаясь при этом от происходящего непосредственно перед собой на проезжей части;
  • аккуратность и «расчётливость аккуратности» (важно, например, при парковке и выезде с неё, а также при перестроениях на другую полосу);
  • уравновешенность;
  • умение сосредоточиться и «неотвлекаемость» (ни музыкой в машине, ни разговором пассажиров и с пассажирами);
  • способность быстро и правильно принимать решения в доли секунды;
    • наконец, наличие «внутреннего стержня» и понимания необходимости соблюдать правила дорожного движения для собственной безопасности и безопасности других участников движения (без всяких русских «авось» и «сойдёт и так»). 

Наверное, этими качествами обладает большинство людей в целом, но явно далеко не все, кто сейчас имеет водительские права и не вылезает из личных машин. Не по вине ли таких бездумно садящихся за руль людей происходит подавляющее большинство ДТП?

Кроме того, не следует забывать, что позволить себе купить машину в кредит на 12 лет — это ещё не всё. Нужно, чтобы хотя бы один из членов семьи (обычно это мужчина) зарабатывал достаточно для того, чтобы постоянно содержать автомобиль (пресловутые бензин-страхование-техобслуживание-запчасти-мойки и проч. и проч.

) Автомобиль — это фактически ещё один «голодный рот» в семье. Общеизвестно, что большинство наших людей готово работать хоть где, лишь бы денег было побольше. Но если вынужденно или принципиально работаешь там, где платят немного, то придётся считаться с тем, что надо будет работать ещё и на «прокормление» автомобиля, т.е.

, образно выражаясь, заниматься «производством средств производства».

Тем, кто живёт в районных центрах или в сельской местности, где с общественным транспортом, мягко говоря, не очень, приходится всё равно покупать хотя бы старенькие «жигули» и на последнюю копейку их содержать, чтобы хоть как-то передвигаться по своему населённому пункту и хоть как-то добираться до районного/областного центра (тем более что в таких городках и весях дороги вообще всегда свободные, и с ездой на машине особых проблем нет). Но для живущих в областном центре, пусть даже небольшом, эта проблема куда как менее актуальна, зато куда как более актуальна проблема интенсивного движения практически на всех магистральных городских дорогах, на каждом шагу создающая помехи и опасности как для самих водителей, так и для пешеходов.

Таким образом, если у вас тоже субъективно или объективно нет и не будет возможности купить личный автотранспорт, не переживайте: у нас в России искони передвижение по городу было прежде всего ориентировано на общественный транспорт и фактически до сих пор таковым остаётся, несмотря на ужасающее количество автомобилей на дорогах (которыми на самом деле регулярно пользуется всего 20% населения, т.е. только каждый пятый). Лучше порадуйтесь, что живёте не в США — вот там без автомобиля, возможности его купить или водить действительно приходится очень туго. Лично я, когда писал эту статью, лишний раз порадовался, что я живу не в… Питере (не говоря уже о Москве), где метро и дополняющий его наземный транспорт работают отменно и ходят до глубокой ночи, но в приведённых выше особых случаях к палочке-выручалочке под названием «такси» уже не прибегнешь из-за его непомерно высокой стоимости. А поздним вечером там за пределами центра так же или ещё более небезопасно, и маленьким детям, больным и пожилым тоже надо как-то передвигаться (об этом пишут целые статьи), и покупки надо как-то перевозить… Прибавим к этому огромные расстояния, некомфортность, шумность, сверхмноголюдность и сверхмногомашинность этих городов в целом, и остаются только… «право рождения», огромные деньги и бóльшие по сравнению с другими городами возможностями. Ну а баланс плюсов и минусов и соответственно желание жить в том или ином городе каждый для себя решает сам…

Источник: https://massimoling.ru/2013/05/24/zhiznj-bez-avtomobilja/

Почему одни люди не представляют себе жизни без автомобиля, а другие всю жизнь ходят пешком?

Личный транспорт сегодня вполне доступен, но мало кто задумывается о его истинном назначении в нашей жизни. Действительно, почему-то одни люди не представляют себе жизни без автомобиля, а другие всю жизнь ходят пешком. Давайте посмотрим на эту проблему с позиции обычного человека, рассмотрев выгоды обеих сторон.

Читайте также:  Шины для автомобиля зимой

Итак, наличие автомобиля позволит вам:

С КОМФОРТОМ ЕЗДИТЬ НА РАБОТУ

Автомобиль — это личное пространство и комфорт, который невозможно получить в общественном транспорте.

БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Имея автомобиль, вы не зависите от других людей и можете ехать куда угодно в любое время. Мир становится более скоростным, динамичным и широким.

ЖИТЬ УДОБНО

Вам удобно завозить ребёнка в школу по пути на работу или навещать родителей и друзей. И таких удобств — множество.

ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

Если автолюбитель утверждает, что не любит водить, то, скорее всего, он либо боится водить, либо кривит душой. Большинство водителей испытывают от вождения удовольствие.

ВОЗИТЬ ДРУЗЕЙ И СЕМЬЮ

Ездить в компании близких людей — это восхитительное преимущество автомобиля.

Ради справедливости надо напомнить, что есть люди, которые считают, что намного полезнее и выгоднее не иметь личного автотранспорта.

Итак, если вы ходите пешком или пользуетесь общественным транспортом, то всегда можете:

СЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ

Автомобиль предполагает регулярные траты, причём немалые. Если вы ходите пешком, то вам не надо регулярно заливать бензин, платить за право владения автомобилем, оплачивать ремонт, нарушение ПДД и т.п. С другой стороны, плату за пользование общественным транспортом ещё никто не отменял, а если добавить временные затраты, то ещё неизвестно, что выходит дешевле.

БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Ходьба пешком укрепляет мышцы и сердечно-сосудистую систему, да и гиподинамия вам не грозит. Однако возможность алкогольных возлияний в любое время вряд ли укрепит ваше здоровье.

ЗАБЫТЬ О СЛОВЕ «ПРОБКА»

На общественном транспорте порой можно гораздо быстрее доехать, чем на собственном автомобиле. Но комфорт такой поездки оставляет желать лучшего.

ПОБЕРЕЧЬ СВОИ НЕРВЫ

Обратите внимание

Стресс при вождении — обычное явление, и иногда его уровень просто зашкаливает. Хотя в общественном транспорте умение оставаться невозмутимым тоже возводится на уровень искусства.

БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Одно плохо: погода у нас непредсказуемая, а гулять под осенним дождём или по зимнему гололёду, прямо скажем, удовольствие не из приятных.

Как видно, практически все «плюсы» от отсутствия личного транспорта могут превратиться в «минусы». Что ж, видимо, всё зависит от личности человека.

И всё-таки владельцы автомобилей обладают значительным преимуществом перед пешеходами, ведь они регулируют своё время, ощущая при этом значительный комфорт. К тому же не забывайте о том, что каждый автовладелец когда-то был пешеходом, просто он, в отличие от последних, уже сделал свой правильный выбор!

Май 16, 2013Автопсихолог

Источник: https://autopsiholog.ru/pochemu-odni-lyudi-ne-predstavlyayut-sebe-zhizni-bez-avtomobilya-a-drugie-vsyu-zhizn-hodyat-peshkom/

Жизнь без автомобиля

«Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовскийпомещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вотдормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом

дворе».


Владимир Соллогуб «Сережа»

Бричка

Том Уинанс. Русская тройка. 1847

Слово польского происхождения обозначает легкую повозку, зачастую без рессор, с открытым верхом.
Главный параметр — невыносимый шум.

Согласно Льву Толстому, бричка подпрыгивает, у Шолохова она везде гремит или громыхает, а Серафимович
пишет, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание».
«Бричка запрыгала, затрещала по всем швам и со звоном понеслась вниз»,— уточняет Арцыбашев.Давид Бурлюк, посвящая стихи некоей птичке с невыносимым голосом, сравнивает ее со старой разломаннойбричкой.У Чехова она взвизгивает и звякает всеми своими частями. В общем, недаром именно на этот несолидный

вид транспорта усаживает своего Чичикова Гоголь.

Возок

С.В.Иванов, Холопы боярские, 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло,
в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров).
Он «наполнен перинами, подушками и пр.

» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьиммехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

У Салтыкова-Щедрина детей запихивали в возок,

«как сельдей в бочонок, и при этом закутывали так, что дышать было трудно».

Замерзшие на улице,  они быстро согреются, потому что «через минуту нас затискают
в крытый возок и так, в закупоренном виде, и доставят по назначению»

(«Пошехонская старина»).

Отмечают, как он легко шел по снегу.  Борис Чичерин честно признается:
«Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец,

«Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок»,

в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая.Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным:

в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.

Дормез

Словом, происходящим от французского «спать», называли большие кареты, в которых можно было вытянуться.Покупка иностранных дормезов была предметом гордости. Неслучайно Жуковский пишет на Чичерина эпиграмму:

«Сибири управленьемМой предок славен был,А я, судьбы веленьем,

Дормез себе купил».

Повозка была тяжелой с торжественным ходом:

«Тяжелый венский дормез, с форейтором, шестериком вороных, медленно выехал, погромыхивая, из Бронной»

(Григорий Данилевский. «Сожженная Москва»).

Дровни

Н. Е. Сверчков. «С хворостом». 1870-е. ГЛМ

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили,зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское

«крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»

и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку.Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает:

«Кровных коней запрягайте в дровни!
Графские вина пейте из луж!»

Дрожки

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я пол. 19 века

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость— и, естественно, дрожать.У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие».

На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского.Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире».

«Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства,
он трясет все существо человека не хуже лихорадки»,

Иван Кокорев , рассказ «Извозчики-лихачи и ваньки».

Кабриолет

Дж. Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно.Экипаж этот был элегантным.

Так, у Писемского «неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор

Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.В них хорошо было катать девушек:

«Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая
от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу»

(Александр Шеллер-Михайлов).

Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.

Карета

Н. Сверчков. «Помещица в пути». 1855. ГРМ

Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно
широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности

транспорта для престижа.

Кибитка

Н. Сверчков. «Застигнутые бурей». ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугахи мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов).Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или

«с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев:

«Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся
душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное:

«А подвижной сей каземат,А подвижная эта пытка,

Которую зовут: кибитка».

Пушкин более жизнерадостен:

«Бразды пушистые взрывая,
летит кибитка удалая».

С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает:

«Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом,То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?»

Коляска

Н. Сверчков. «Катание в коляске (Александр II с детьми)». Ярославский художественный музей

Четырехколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Она становится героиней одноименной повести
Гоголя — владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в
люльке качала»
. В итоге оказывается, что хвастовство пустое.Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский:

«Несется легкая коляска,
И с ней легко несется ум».

Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого,

залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Л и д и я (глядя в окно).Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня?Какая прелесть, какая роскошь!  Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта.

Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?


Александр Островский. «Бешеные деньги»

Заканчивается все это с техническим прогрессом:
«Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку»

(Игорь Северянин).

Ландо

Н. Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание

Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, которыйпо желанию превращал ее в карету.Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться:

«Туда, сюда, ландо упрям;Он всех переупрямил дам,Принудил их переселитьсяБез церемонии в другой,

А сам отправился пустой».

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества.

Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем:

«Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу каретуна ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж

принято в Петергофе»

(«Город и деревня»).

Сани

Заводской склад в Петропавловске. Самарский областной художественный музей. Russianphoto.ru

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии.
«И растопорщивши оглобли, сани ждут,
Когда их запрягут»
(Жуковский);«К городу РязаниКатят трое сани,Сани развальныеДуги расписные»(Мей) и т. п.В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян.

Дворяне владеютсобственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые одеяла.У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром.

В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и«сани парные с резьбой, под большой ковер  и под малый»

У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем».

Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».

Тарантас

Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути.Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков).

Важно

У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России— разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

«Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!..

Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные;посреди них как будто брошена нечаянно огромная

корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок».

Владимир Соллогуб. «Тарантас»

Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.

Телега

Телега. Открытка

Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет, Иван Суриков)и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный(Иван Никитин).

У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

У Некрасова ее пассажирка — жена декабриста Мария Волконская:

«…СперваТелега меня занимала,Но вскоре потом, ни жива, ни мертва,

Я прелесть телеги узнала».

Тройка

Н. Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, абоковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесныйтранспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание

птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов.

Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и«Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также«тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее

лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

Фаэтон

Фаэтон императрицы Марии Федоровны (Дания, до 1821, ГМЗ Царское Село)

Легкая коляска с откидным верхом, часто двухместная, получила название в честь сына бога Гелиоса(кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе).

Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный»(Федор Кони).У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде.

Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

Источник – culture.ru

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1982896.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector