Беспилотные транспортные средства: стоит ли пугаться робота?

Пропадет ли профессия водителя

Беспилотные транспортные средства: стоит ли пугаться робота?

Искусственный интеллект вступает в войну за водительское кресло, и победа в ней будет явно не на стороне водителей. Под предлогом облегчить тяжкий труд шофера роботы стремительно врываются в нашу жизнь, не оставляя шансов профессии водителя.

Начало положила обычная автоматическая коробка передач, которая со временем стала дополняться системами навигации, круиз-контролем, автопарковкой. И вот руль постепенно ускользает из наших рук, а право на управление автомобилем переходит роботам.

Как профессия водителя попала под прицел

Беспилотное будущее, в котором управление транспортным средством будет полностью доверено компьютеру, уже стоит на пороге.

Сегодня в Европе, США, Японии, ОАЭ, Китае и России проводят испытания робокаров, способных почти на 100% заменить человека за рулем.

Почему почти? Потому что системы тестируются и требуют доработки, однако в том, что после 2030 года на дорогах будут господствовать беспилотники уже никто не сомневается. Вот немного фактов:

  • Одно из приоритетных направлений российской программы «Автонет» является полная замена профессиональных водителей беспилотными автомобилями к 2035 году.
  • По дорогам европейских государств уже курсируют беспилотные автобусы, перевозящие пассажиров. На трассах Германии, Франции, Великобритании проходят испытания машины под управлением автопилота.
  • В США уже давно беспилотники перестали удивлять людей. Они свободно ездят по дорогам нескольких штатов и ежедневно доказывают высокий уровень безопасности и работоспособности (такими показателями даже водители-ассы похвастаться не могут).
  • Массовое производство робокаров запланировали практически все авто-концерны мира. В прогнозах фигурирует 2020 год, когда большинство компаний планирует начать серийное производство беспилотников. И это станет началом конца единоличного права человека на вождение автомобиля.

Как начиналось медленное «убийство» водителей

  • 1. Автоматическая парковка. Это властная система, которая сама решает, куда и как парковаться. Все, что сегодня требуется от водителя – сообщить о желании припарковаться, а компьютер сделает все остальное сам: вывернет руль на нужный угол и идеально впишется в свободное парковочное место. Ультрасовременные машины уже оснащены камерами по периметру, что решает проблему мертвых зон. Так нас лишают права смотреть по сторонам.
  • 2. Автоматический спуск. Сегодня лавры за безопасные спуски с холмов и возвышенностей достаются электронике. Новые Land Rover, Toyota, Ниссаны, Митсубисси и Джипы уже не доверяют человеку, слишком часто они переворачивались на спусках по вине водителей. Управляющий компьютер теперь сам отвечает за притормаживание и выбор оптимальной траектории.
  • 3. Всевидящее око. У водителя отобрали радость от вождения в темное время суток. Казалось бы, безобидная система круиз-контроля беспощадно отбирает у человека право на ошибки и экстрим на дорогах. Теперь вождение стало хоть и более безопасным, но скучным – за дистанцию между машинами и распознавание дорожных знаков отвечает компьютер.
  • 4. Обучение. Нет предела человеческим унижениям – робот сегодня способен учить водить даже опытных шоферов. Например, в беспилотных Citroen и Peugeot если водитель забывает включить поворотник, в салоне раздается сигнал, а кресло начинает немного вибрировать.

Если все эти системы объединить в один силиконовый мозг и дополнить еще парой-тройкой инноваций, тогда водитель перестанет быть обязательным участником движения – за него все будет выполнять компьютер.

Есть ли будущее у профессии дальнобойщика?

Этот пациент скорее мертв, чем жив. Эксперты дают профессии дальнобойщика всего 5 лет жизни.

Конечно, здесь есть много оговорок, например, отсутствие четкой законодательной базы и инфраструктуры для передвижения беспилотного транспорта. Однако все это дело наживное и подогревать надежду в сердцах водителей не стоит.

Минимизация человеческого фактора в перевозках на большие расстояния имеет столько преимуществ, что отказаться от них бизнесу будет невозможно.

  • Беспилотные грузовики могут работать круглосуточно, без выходных и перерывов. Если дальнобойщик за сутки по нормам должен проезжать не больше 700 км (после этого нужен сон или многочасовой отдых), то беспилотник за 24 часа проедет 2500 км.
  • Беспилотники не нуждаются в зарплате и не станут просить социальные пособия. Это позволит сэкономить десятки миллионов рублей и при этом значительно сократить сроки доставки товаров.
  • Аварии в следствие нарушений ПДД, невнимательности, управления в нетрезвом состоянии, усталости и т.д. – это все про водителей, но не про роботов, которым чуждо все человеческое.

Этих выгод вполне хватит, чтобы перевесить чашу весов в пользу беспилотных машин. Некоторые эксперты утверждают, что будущее можно будет сравнить с тем периодом в начале ХХ века, когда на смену конным экипажам пришли автомобили. Без работы тогда остались тысячи извозчиков.

Предубеждён – значит вооружен

Перспективы у профессии водителя не радужные, однако о полном «истреблении» говорить пока рано. Оно планируется после 2035 года – скорее всего именно тогда на законодательном уровне человеку запретят садиться за руль транспортного средства. Уже сегодня в конгрессе США ведутся активные обсуждения беспилотного будущего, ведь 94% ДТП происходит по вине водителей.

Все начнется с того, что доля беспилотных автомобилей на дорогах превысит 40-50%. Государства один за другим будут принимать законы, которые уравняют обычные авто и беспилотники.

Дальше каждому автовладельцу сделают предложение, от которого невозможно отказаться – выделят срок 5 лет, в течение которого старый автомобиль должен замениться на беспилотный модуль.

Обратите внимание

К тому времени стоимость робокаров станет доступной, а титаны автопрома сделают все возможное и невозможное, чтобы мы оценили бесспорные преимущества искусственного разума над человеческим.

Источник: https://bespilot.com/chastye-voprosy/propadet-li-professiya-voditelya

Вызовут ли беспилотные автомобили безработицу в грузоперевозках?

27.11.17

Водители грузовиков — представители одной из самых востребованных и стабильных профессий — могут столкнуться с серьезными изменениями, вызванными развитием технологии беспилотных автомобилей. Согласно оценкам экспертов, технология уже «на подходе». Однако сейчас бушуют споры в отношении того, грозит ли водителям потеря работы и как вообще может измениться их роль.

Автор: Мэтт Санктис, the Dayton Daily News (Dayton, Ohio)

По данным Бюро статистики труда США, численность водителей грузовиков в Огайо составляет 68 500 человек (агентство не располагало данными по Округу Кларк и Шампейн).

Но, по его словам, из-за потенциальных экономических выгод, вероятнее всего, именно в грузоперевозках эту технологию первыми возьмут на вооружение и будут форсировать ее внедрение в скором времени.

Отрасль играет важнейшую роль в транспортировке продукции через всю страну в розничные магазины, для предприятий-производителей и ряда других отраслей. Компании по всем США получат значительную экономию, если грузовики можно будет сделать более эффективными или безопасными.

В ноябре прошлого года в Огайо, беспилотный тягач Volvo, принадлежащий компании Uber, буксировал автоцистерну Департамента транспорта Огайо по федеральным магистралям 70, 270 и трассе U.S 33 из Колумбуса в Беллефонтейн. Водитель брал управление на участках ремонта дороги, но большую часть пути автомобиль «вели» технологии GPS  и датчики-видеокамеры.

Штат Огайо также инвестирует 15 миллионов долларов в создание «умного коридора» (Smart Mobility Corridor), участок трассы U.S. 33 между Дублинов и Ист Либерти, оснащенный оптоволоконным кабелем, который может собирать данные с беспилотных автомобилей.

Платная автомагистраль между Янгстауном и Толедо также может стать полигоном для испытания технологии, последний бюджет штата предусматривает финансирование дополнительных проектов «умных шоссе» на трассах I-270 в Колумбусе и I-90 на северо-востоке Огайо.

Однако существует некоторые препятствия, которые тормозят внедрение технологии, в том числе опасения относительно того, что она лишит работы тысячи водителей грузовиков. По мнению Голдсби, саму идею того, что автоматизация угрожает лишить людей работы, очень непросто «переварить»  с политической точки зрения.

Важно

Аллен Шрамм ? водитель грузовика  в компании Woodruff Enterprises в Спрингфилде. По его словам, технология бесплотных автомобилей, которую когда-то было так же трудно себе представить, как в свое время технологию GPS (система глобального позиционирования), сейчас уже никого не удивляет.

Но проработав водителем почти 30 лет, он считает, что он и его коллеги не будут «исключены из уравнения» в ближайшее время. Аллен сомневается в том, что беспилотные грузовики могут  выполнять такие сложные задачи, как движение в сложных погодных условиях или маневрирование в загруженном движении города.

По его мнению, водители грузовиков всегда будут востребованы.

Дискуссия национального масштаба

Производитель грузовых автомобилей Navistar – один из крупнейших работодателей в округе Кларк. На заводе в Спрингфилде работают более полутора тысяч человек. Тысячи бывших сотрудников Navistar, которые теперь на пенсии, тоже живут здесь.

Ранее в этом году Трой Кларк, генеральный директор Navistar, поделился своим видением того, как будет выглядеть будущее грузоперевозок. Во время выступления перед Комитетом Сената по торговле, науке и транспорту он призвал законодателей включить эту отрасль в правовое поле и разработать нормативную базу для беспилотных автомобилей.

Кларк выступил с речью от имени отрасли после того, как федеральные законодатели предложили законы, которые лишают штаты возможности препятствовать внедрению беспилотных автомобилей и которые призваны ускорить разработку федеральных стандартов для вывода беспилотников на рынок как можно скорее. В законодательстве уделялось внимание пассажирскому транспорту, а коммерческие грузоперевозки не затрагивались.

«Отсутствие нормативно-правовой базы применительно к грузовикам может быть чревато потенциальными рисками безопасности в будущем, ? утверждает Кларк.

? Если деятельность обеих отраслей не будет урегулирована в рамках одной нормативной системы.

Отрасли по-прежнему нужны будут водители по мере того, как технология будет совершенствоваться, но их работа будет предусматривать совершенно другие обязанности».

Влияние технологии на рынок труда спрогнозировать сложно, однако Тод Дэвидсон из Техасского университета отметил, что следующим логичным этапом внедрения технологии, скорее всего, будет формирование автоколонн. В этих случаях несколько грузовиков будут следовать вплотную за ведущей машиной, что позволит экономить топливо, снизить издержки и повысить эффективность.

«Компании-перевозчики внимательно наблюдают за развитием технологии беспилотных автомобилей, ? говорит Кевин Бёрч, президент и партнер компании Jet Express в Дейтоне, штат Огайо, и в прошлом председатель Американской Ассоциации грузовых перевозчиков (American Trucking Association). ? Но маловероятно, что 3,5 миллионов американских водителей грузовиков, которые на данные момент имеют водительское удостоверение, окажутся в скором времени без работы».

Некоторые организации призывают законодателей федерального уровня действовать осторожно, отмечая, что интенсивная автоматизация может серьезно повлиять на характер работы не только водителей, но всей транспортной отрасли.

«Ассоциация независимых водителей-частников (Owner-Operator Independent Driver’s Association), представляющая интересы самозанятых водителей, не является противником технологии беспилотных автомобилей», ? говорит представитель Ассоциации Норита Тейлор.

Совет

Однако по ее мнению, коммерческие грузовые перевозки должны рассматриваться отдельно от пассажирских, а безопасность и обеспечение рабочих мест должны быть приоритетом для законодателей.

Влияние Navistar

Переход к самоуправляемым автомобилям не произойдет единовременно, уверен Даррен Госби из компании Navistar. Более того, базовые технологии, благодаря которым грузовые автомобили будут становиться более безопасными, будут все более активно внедряться на протяжении следующих лет.

По мнению Госби, такие нововведения как круиз-контроль и контроль сцепления, которые водители сейчас воспринимают как нечто само собой разумеющееся, были «кирпичиками» в создании технологии беспилотных автомобилей. Движение к полностью самоуправляемым автомобилям будет постепенным, по мере того, как появляются или совершенствуются новые функции.

По его мнению, сначала беспилотные автомобили будут использовать на скоростных сквозных автострадах, где поток движется в одном направлении и есть четко разграниченные полосы. Технология будет развиваться медленно в течение нескольких лет.

Технологии, которые будут реализованы в ближайшие пару лет, позволят автомобилям автоматически набирать или снижать скорость в зависимости от потока транспорта без участия водителя.

Вместо системы предупреждения о смене полосы, по мнению Госби, в отрасли скорее будут использоваться системы управления движением по полосе, где при необходимости электропривод на рулевой колонке будет возвращать автомобиль в центр полосы.

Читайте также:  Как выбрать надежный автоломбард

«Внедрение технологии также будут сдерживать определенные препятствия, ? добавляет он. ? На данный момент нет федеральной законодательной базы, которая позволяла бы внедрять и развивать технологию беспилотных автомобилей на шоссе. Более того, законы, регулирующие сферу перевозок, отличаются в разных штатах, поэтому нормативные требования не согласованы».

Использование функций самоуправляющихся автомобилей на шоссе довольно просто, однако технология требует дальнейших улучшений, чтобы были предусмотрены многочисленные сценарии в более сложной городской среде.

Кто-то приветствует идею беспилотных автомобилей, а кто-то приходит в замешательство при мысли о том, что по шоссе несется грузовик без водителя, говорит Госби, даже если технология безопасна.

Человек как элемент системы

Обратите внимание

Госби и другие эксперты прогнозируют, что полностью человек не будет полностью исключен из системы, хотя роль водителей, вероятно, изменится.

По его прогнозам, в течение следующих десяти лет отрасли коммерческих грузоперевозок понадобится 900 000 водителей, с учетом того, что нынешние водители уже выйдут на пенсию, и технология беспилотных автомобилей не решит эту проблему.

«Мы можем получить множество преимуществ», ? говорит Бёрч. И конечно, нам меньше всего хочется допустить риск для чьей-то жизни после всех тех усилий, которые мы приложили, чтобы ускорить развитие технологии».

Холл из международного профсоюза водителей грузовиков заявил, что не является противником этой технологии. Но, по его мнению, люди, занятые в данной сфере, должны иметь возможность высказать свое мнение в отношении внедрения этой технологии.

Немного цифр:

3,5 млн. — приблизительное количество водителей грузовиков в США.

68 500 — приблизительное количество водителей грузовиков в штате Огайо

1 500 — приблизительное количество сотрудников на заводе Navistar в Спрингфилде

Перевод: Кристина Мелюк, B2B-Center

Источник: https://umestentorg.com/point-of-view/bespilotnye-avtomobili/

Мир без водителей. Как беспилотные машины заменят таксистов и дальнобойщиков

Не позднее 2025 года по дорогам будут ездить полностью автономные автомобили. Готова ли к этому Россия?  

Уровней автономности автомобилей всего шесть. Простые автомобили, на которых пока ездит большинство людей, — это нулевой уровень. Автомобили Tesla относят к третьему. Такие машины могут какое-то время самостоятельно двигаться по дороге, но технологии этого уровня не позволяют водителю убирать руки с руля.

Это то, о чем забывают владельцы Tesla, в которой искусственный интеллект представлен не больше, чем в обычных автомобилях.

Именно поэтому мы слышим об авариях с участием этих автомобилей — люди склонны переоценивать возможности машин.

Технологии третьего уровня позволяют человеку отвлечься на некоторое время — в эти моменты автомобиль сам контролируют движение. Но система пока заточена под определенные ситуации на дороге, например, под пробки.

Что касается России, то мы скоро будем производить эти технологии в промышленном масштабе, и к 2020 году они появится на рынке.

Четвертый и пятый уровень — это высшая лига. Это технологии искусственного интеллекта, которые позволяют человеку вообще не садиться за руль. По международным планам беспилотные автомобили заменят обычные в 2022–2025 годах.

Важно

Но многое будет зависеть от системы управления дорожным потоком — пока непонятно, как одновременно будут ездить и беспилотные, и обычные автомобили, и какие законы будут регламентировать это движение — нигде в мире этот вопрос до конца не решен.

Правда, производить беспилотные автомобили в России вряд ли получится. Полный цикл должен базироваться на самостоятельных производителях, а в нашей стране их сегодня нет. У ГАЗа сейчас нет денег для масштабной модернизации. У остальных российских компаний пока очень малочисленные команды.

Три года назад все шансы стать мировым игроком были у КамАЗа, но это требовало больших инвестиций. В итоге мы потеряли время, но это вовсе не значит, что выбыли из игры.

В области беспилотных автомобилей мы можем заниматься комплектующими и «мозгами» — уже сейчас Россия поставляет ведущим мировым автопроизводителям элементы технологий искусственного интеллекта третьего уровня.

В производстве программного обеспечения для автономных систем Россия лидирует, и зарубежные автомобильные производители относятся к нам очень серьезно.

С одной стороны, это связано с накопленным опытом — технологиями искусственного интеллекта вплотную занимались еще в СССР. С другой стороны, у нас есть талантливые специалисты.

А вот с электроникой хуже — например, в России все неплохо с производством сенсоров, но плохо с микропроцессорами.

Прежде чем беспилотные автомобили — у нас или зарубежом — станут реальностью, необходимо решить несколько больших не технологических задач. Например, вопросы этики.

Совет

Когда происходит авария с летальным исходом, суд чуть ли не по фрейдовским схемам разбирает психологическое и эмоциональное состояние водителя. С роботами все иначе.

«Родители» роботов — программисты должны дать четкий алгоритм на случай, если в ситуации на дороге кто-то погибает. Поворачивать ли машине направо или налево? Кем жертвовать? Такие решения требуют от человечества смелости.

У нашего государства пока не сформирован запрос, соответственно, нет и команды, которая будет заниматься внедрением беспилотного транспорта в России. Я говорю в том числе о законодательной базе.

Так что к 2022 году мы просто будем стоять перед необходимостью принять какой-то закон, чтобы на наших дорогах могли ездить беспилотные машины.

Жаль, что у нашей страны нет времени и денег для того, чтобы заняться подготовкой сейчас, как это происходит в Китае, Штатах и в Европе — мы могли бы просто присоединиться к международной группе юристов и быть в числе «законодателей моды».

Записала Василиса Бабицкая

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.

Источник: https://snob.ru/entry/162569

Как беспилотные автомобили будут решать вопросы жизни и смерти

Когда-то казалось, что все проблемы, связанные с моральным выбором умной машины, позволят разрешить законы робототехники, сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым.

Робот не должен причинять вред человеку – и точка. Но что делать беспилотному автомобилю, если у него отказали тормоза и сейчас он либо собьёт пешехода, либо рискнёт жизнью пассажира, съехав в кювет? Это не фантастика.

Автомобили-роботы уже выезжают на дороги.

“Беспилотный автомобиль: кого он должен спасать?” – под таким заголовком на сайте Массачусетского технологического института рассказывается о недавнем исследовании, опубликованном в журнале Science.

Учёные из MIT, предложили респондентам подумать над решением нескольких десятков моральных дилемм.

Обратите внимание

По сути, это исследование – вариация на тему знаменитой “проблемы вагонетки”, которая прежде казалась абсолютно умозрительной.

“Проблема вагонетки” – это мысленный этический эксперимент, который с 60-х годов используют психологи. Представьте, что по рельсам несётся тяжёлая неуправляемая вагонетка и на пути у неё пять человек, привязанных к рельсам.

У вас есть возможность нажать на рычаг и перевести стрелку на другой путь, где человек всего один. Вопрос в том, будете ли вы это делать. Правильного и неправильного решения у моральных дилемм не существует.

Приверженцы утилитарного подхода считают правильным спасать как можно больше жизней, другие говорят о недопустимости вмешательства и совершения убийства своими руками.

Как из человека стать машиной: биохакеры и мировое господство

“Легко представить ситуацию, когда алгоритмы, заложенные в программу безопасного движения, войдут в конфликт друг с другом”, – пишут авторы из MIT. И предлагают сделать выбор. “У машины отказали тормоза. Если она продолжит двигаться, то собьёт девочку, переходящую дорогу на красный свет.

Машина может уйти на соседнюю полосу, где горит зелёный, и тогда задавит пожилого человека. Помните, остановиться автомобиль не успевает – куда должен направить его бесстрастный алгоритм?”. Я честно прошла весь тест, предложенный исследователями, и это оказалось непросто.

Намного сложнее, чем задачка про вагонетку, ведь меня спрашивали, как запрограммировать реальный автомобиль.

Сталкиваются ли с этическими вопросами разработчики беспилотного транспорта, я решила узнать у них самих – и встретилась с руководителем департамента беспилотных транспортных средств российской компании Cognitive Technologies Юрием Минкиным.

Компания несколько лет занимается созданием алгоритмов автономного вождения для КамАЗов, а недавно анонсировала систему C-Pilot для легковушек. Если испытания пройдут успешно, в городах скоро появятся авто без водителя.

Кстати, благодаря этим проектам частная компания Cognitive Technologies смогла получить поддержку государства в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки”.

“Беспилотник априори морален”

Юрий Минкин: Я зайду с другой стороны. Один из главных ожидаемых результатов внедрения беспилотников состоит в уменьшении аварий и жертв буквально на порядки.

Сейчас на российских дорогах гибнут десятки тысяч человек, с распространением беспилотного транспорта их число снизится до сотен, а потом и до единиц. В этом смысле самоуправляемый автомобиль априори морален.

Он всегда сосредоточен на дороге, у него есть исчерпывающая информация, он может получать данные от других транспортных средств и элементов дорожной инфраструктуры. Создание таких автомашин – перспектива ближайших десятилетий.

Но ведь и с беспилотными автомобилями случаются аварии…

Юрий Минкин: Конечно, производители продумали ещё не всё. Недавно был громкий случай: аналогичный автомобиль Tesla столкнулся с фурой, не различив белый прицеп на фоне неба. Погиб пассажир.

Однако баг скоро устранят – клиенты получат исправленную прошивку (у машин этой компании программное обеспечение обновляется так же, как в смартфонах), и проблема будет решена.

Важно

Можно сказать, что жертва принесена не напрасно: больше в этой ситуации никто не пострадает.

Вы говорите, что перед разработчиком вопрос морали не стоит, но, похоже, вы просто уже решили его. Одна жертва лучше, чем пять?

Юрий Минкин: Конечно. Я считаю, что мы рассматриваем такой же уникальную ситуацию, как падение метеорита на человека. Моральная дилемма для беспилотника будет редчайшим случаем. У самого автомобиля морали нет, конечно, он действует по заданным ему критериям.

И в данном случае это должен быть критерий минимизации ущерба. Как оценивать ущерб, чтобы его минимизировать, – тонкий момент. Навстречу едет машина, мы не можем узнать, сколько в ней человек.

На переходе два ребёнка, а вдруг в машине их три? Но эти двое – очевидный факт, а что в машине, неизвестно.

Источник: https://rg.ru/2016/09/21/kak-bespilotnye-avtomobili-budut-reshat-voprosy-zhizni-i-smerti.html

«Думаю, робот офигеет»: Водители — о перспективах беспилотных такси в России

Почему московские таксисты пока не боятся, что их заменят беспилотники «Яндекса»

На этой неделе «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение о развитии беспилотного транспорта.

Тестирование беспилотных автомобилей на улицах Москвы и полигоне началось еще в феврале, а в июне беспилотный автомобиль «Яндекса» преодолел 789 километров, доехав от Москвы до Казани.

«Мы уверены, что в ближайшие 12 лет беспилотные технологии изменят городскую транспортную систему и сотрут грань между такси, каршерингом, личным и общественным транспортом», — заявила по этому поводу пресс-служба компании.

Читайте также:  Где купить лексус с пробегом

The Village спросил московских таксистов, что они думают о перспективе своей профессии в связи с развитием беспилотных технологий и как скоро живых водителей заменят роботы.

Слышал, что Uber тестировал в Америке беспилотник и что вроде бы уже в ОАЭ ездят беспилотные «Теслы». И в России недавно беспилотное такси под контролем водителя совершило междугороднюю поездку.

Я не уверен, что задержусь надолго в такси в качестве водителя. Также не уверен, что через пять лет в России беспилотники заменят живых людей — человеческий фактор очень сильно влияет на дороге. Возможно, это произойдет через 10–20 лет.

Знаю только поверхностно, что проводятся испытания на автодроме и в городе, но сам пока беспилотники не видел. Я не думаю, что лет через пять все на них пересядут. Водители еще долго будут в тренде.

Идея вроде неплохая: время не стоит на месте, и надо идти с ним в ногу. Про безопасность ничего сказать не могу, но я бы жизнь роботу не доверил.

Совет

Про проект знаю. Про беспилотники читал в интернете, но вживую не видел. Работу потерять не боюсь, так как уверен, что беспилотник никогда не сможет заменить человека за рулем. Примеры — все другие виды транспорта.

Это делается больше для развития технологического прогресса, нежели для внедрения в повседневную жизнь. У нас нет идеальных дорог, на которых смогут работать компьютерные алгоритмы.

В том же метро уже давно все автоматизировано и отлажено, но профессия машиниста метро по-прежнему актуальна. А какие у нас дороги — думаю, рассказывать не нужно.

Проект видел. Считаю, что за те цены, что ездят киргизы, даже роботы ездить не станут. А зная нашу разметку в Москве, даже профессионалы не всегда знают, что делать, когда на выделенной полосе специально останавливается авто и объехать его нельзя, так как висит камера и сплошная полоса. Думаю, робот офигеет от таких разводов нашего правительства.

Ну и потерять работу не боюсь, я же, как заявляет «Яндекс», предприниматель (ИП), сам себя не уволю.

Обложка: Andrey – stock.adobe.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/react/319307-taksisty-protiv-robotov

Новая профессия – специалист по обучению беспилотников

Самоуправляемые автомобили могут показаться волшебством. Идея транспортного средства, которое не нуждается в поворотах руля или нажатии на педали, как будто сошла со страниц фантастических романов.

Однако, как и многие фантастические истории, она может быть реализована благодаря волшебникам, искусство которых остается незамеченным, – и их очень много. Как оказалось, проложить путь для полностью самоуправляемых автомобилей невозможно без огромного количества ручного труда.

Большинство компаний, разрабатывающих технологии беспилотных автомобилей, нанимают сотни, а то и тысячи человек – часто в таких центрах зарубежного аутсорсинга, как Индия и Китай.

Обратите внимание

Задача всех этих людей – научить машины распознавать пешеходов, велосипедистов и другие препятствия.

Эта работа делается вручную путем маркировки, часто кадр за кадром, тысяч часов видеосъемки, полученных с прототипов беспилотных автомобилей с тестовых полигонов в Кремниевой долине, Питсбурге и Фениксе.

«Машинное обучение – миф, это все работа для волшебника из страны Оз, – говорит Джереми Конрад, инвестор из Lemnos Labs в Сан-Франциско. – Команды, занимающиеся маркировкой видео, имеют невероятно важное значение для каждой компании, и потребность в них сохранится еще какое-то время, потому что технологии развиваются, а внешняя среда меняется очень быстро».

Значительный прогресс в развитии технологий искусственного интеллекта, в качестве сенсоров и мощности компьютеров заложил технологические основы для беспилотной революции. Однако, несмотря на все инновации, присутствие людей за кулисами процесса будет необходимо еще многие годы: они будут отмечать на видео деревья и дорожные знаки, чтобы данные в системах оставались актуальными.

«Специалисты-практики в сфере искусственного интеллекта самонадеянно заблуждаются, считая, что компьютеры могут решить все проблемы», – говорит Мэтт Бенке, основатель и генеральный директор компании Mighty.ai, привлекающей работников на неполный рабочий день с целью обработки и маркировки данных для машинного обучения для технологических компаний.

Подобная проблема существует для любых систем, использующих искусственный интеллект: компьютеры учатся, поглощая огромный объем вручную промаркированной информации, чтобы распознавать объекты и закономерности, когда они встретятся им снова.

Научить автомобиль

Обучение самоуправляемых автомобилей сложнее, чем других систем искусственного интеллекта, из-за бесчисленного разнообразия ситуаций, в которых может оказаться машина.

Системы научатся делать поправки на погодные условия и уровень освещенности в разное время суток или года, но городская среда может кардинально измениться за ночь из-за строительных работ, проведения праздников, митингов или из-за аварии.

«Процесс маркировки – это скрытые издержки, о которых руководители компаний, проектирующих самоходные транспортные средства, обычно не говорят. Это очень трудоемко и утомительно», – говорит Самип Тандон, генеральный директор Drive.ai, стартапа, разрабатывающего беспилотные автомобили.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/07/20/724770-obucheniyu-bespilotnikov

Как работает беспилотный транспорт

В 2016 году объём инвестиций в беспилотный транспорт составил 80 миллиардов долларов, из них 40 были вложены в микрочипы, 16 — в сенсоры и 4 — в искусственный интеллект.

Предполагается, что эта отрасль может дать большой толчок к улучшению ИИ и алгоритмов машинного обучения. Кроме того, уже сегодня открыто большое количество вакансий в этой нише.

Но пока светлые умы программистов работают над решением поставленных задач, мы расскажем вам о том, как работают беспилотные автомобили и кого такой прогресс может затронуть напрямую.

Идея о беспилотной технике зародилась ещё в начале XX века и тогда же была реализована в виде автомобиля с антенной, который управлялся с пассажирского сидения следовавшей за ним машины. В наши дни антенны тоже широко используются для контроля беспилотной техники, однако не для всех типов.

Сегодня рынок предлагает множество беспилотных гаджетов, начиная с машинки на пульте управления и заканчивая полноценным беспилотным автомобилем. Существуют беспилотные самолёты, дроны и подводные лодки, но что мы понимаем под беспилотностью? Удалённый контроль оператором? С оператором на борту, но без его активного участия? Давайте разберёмся!

Беспилотный транспорт в России

В России над беспилотными автомобилями работают КАМАЗ и Yandex.

Однако над своей собственной техникой работает только первая компания, Yandex же использует автомобили сторонних производителей для создания и тестирования своего беспилотного автопарка, однако, по словам сотрудника компании, российский IT-гигант работает над технологией, которая будет применима к разным автомашинам. Более того, разработка нацелена на последний (Level 5) уровень беспилотности.

Среди менее известных простому обывателю компаний над беспилотниками работают Volgabus и Cognitive Technologies. Последние разрабатывали автономный комбайн.

Важно

Кстати, KAMAZ занимается разработкой беспилотных шаттлов для перевозки зрителей Чемпионата Мира по футболу 2018, более того, для них будут выделены отдельные полосы. Также компания уже тестирует свои беспилотные технологии на трассе M11, где запущен автопоезд из 5–10 грузовиков, повторяющих манёвры первого. На борту первой машины есть оператор, но он управляет только в экстренных ситуациях.

А товарищи из Yandex тестируют беспилотную технику в обычных городских условиях, но пока с пилотом-испытателем, который не вмешивается в работу автомобиля.

Перспективы

Министр промышленности и торговли РФ говорил, что выведение беспилотного транспорта на дороги общего пользования «будет ещё не скоро, поскольку такие перемены требуют, в том числе и обновления ментального восприятия окружающего мира человеком.

Пока так рисковать мы не готовы».

Предполагается, что сначала беспилотный транспорт будет протестирован локально, затем будет выведен на более широкий уровень с частичной автоматизацией и только после этого представится возможным использование полностью автономных автомобилей.

Некоторые эксперты отмечают, что количество ДТП может снизиться на 90%. Ведь запрограммированная техника вряд ли будет кого-то намеренно подрезать, превышать скорость или нарушать ПДД.

Что находится в «мозговом центре» самоуправляемого автомобиля?

Есть два подхода к обучению автомобиля: классический и нейросетевой. Первый состоит из четырёх модулей: локализация, распознавание, планирование и управление. При работе со вторым подходом автомобиль получает данные с камер, отправляет их нейросети, а она уже определяет, куда повернуть и на какой скорости ехать.

Реализация нейросетевого подхода требует огромного количества входных данных для каждой из возможных ситуаций, чтобы научить машину вести себя подобно человеку. Это сделать довольно сложно, поэтому многие беспилотные автомобили работают на основе классического подхода.

Планирование пути почти так же важно, как и восприятие окружающего мира автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим методы планирования пути, их всего три, если говорить об основных.

1. Алгоритмы поиска пути на графах

К качественным алгоритмам поиска пути на графах в отношении беспилотных автомобилей можно отнести A*. Однако и у него есть недостатки, например, в пространствах большой размерности скорость работы снижается.

При этом нужно понимать, что на самой дороге нет ни вершин, ни рёбер клеток и придётся самим составлять граф, учитывая положение машины в пространстве. Но чем оно сложнее, тем более нагруженным становится граф.

2. Оптимизационные методы.

Оптимизационные методы позволяют накладывать ограничения и штрафы с помощью функций. Штрафы могут быть за превышение скорости или за чрезмерное приближение к другим объектам. При использовании этого метода пространство исследуется агрессивно. Алгоритм не ищет оптимального способа объезда препятствия, а просто «едет» в разные стороны.

3. Стохастические алгоритмы.

Этот метод отличается высокой скоростью работы в больших пространствах, однако оптимальность выбора остаётся под большим вопросом.

Совет

Но тем не менее данные, полученные с помощью этого метода, можно отправлять напрямую системе управления автомобилем.

Более детально с этими алгоритмами вы можете ознакомиться в совместных трудах [PDF] Бадера Алшамари (Университет Кувейта | KU) и Овидье Калина (Восточный Университет Мичигана | EMU).

Наши материалы по алгоритмам:

Также более детально эти алгоритмы объясняет специалист компании Yandex в видео ниже.

А как же машины «видят»?

Так видит мир автомобиль при помощи лидара и стереокамеры.

Классический подход работает по следующее схеме: модули карт и восприятия отправляют информацию в модуль планирования, который в свою очередь делится полученными и обработанными данными с системой управления автомобилем.

Давайте рассмотрим, как модуль восприятия узнаёт, что находится вокруг машины:

  1. Радар — распространённый сенсор, который уже используется на автомобилях с круизным режимом. Однако радар не очень хорошо понимает, что перед ним находится пешеход, если он не в металлическом костюме. Отличительная особенность радара заключается в возможности узнать радиальную скорость.
  2. Камеры отвечают за общую картину на дороге.
  3. Лидар — сенсор, который определяет расстояние до определённых объектов на дороге, а также «видит» всё лучше радаров и камер. Но у него есть два минуса: цена и качество. Даже если лидар сделан по всем ГОСТам, то он всё равно может быстро выйти из строя из-за постоянного движения, собственно из-за этого он и остаётся нишевой технологией. Но вообще лидар — интересное изобретение, с помощью которого хорошо реализуется итеративный алгоритм ближайших точек.
  4. Инфракрасные камеры — «видят» людей и животных лучше радаров, но стоят дорого и ограничены температурными рамками. Становится немного бесполезным сенсором, если на машине установлен лидар.

Чтобы лучше различать, что находится вокруг автомобиля, может применяться метод сегментации экземплярами, где в отличие от обычной сегментации объекты не сливаются в одном цвете, а разбиваются на части.

Примечание Подробнее с методом сегментации экземплярами можно ознакомиться на GitHub, а также в следующих документах: [PDF 1], [PDF 2].

Читайте также:  8 основных причин, почему стоит оборудовать авто ксеноном

Поиграть с сегментацией экземплярами можно на сайте Кембриджского Университета.

Ниже представлено видео реализации метода сегментации экземплярами.

Зрение автомобиля можно реализовать с помощью только камер и радаров — самых дешёвых технологий.

Особенность такого метода заключается в локальном использовании техники: в бортовой компьютер загружаются базовые карты, обрабатываются нейронными сетями, а затем сравнивают реальность с загруженными картами.

Транспорт будет плохо ориентироваться в городах, подобных Лондону, где часто бывают природные явления, затрудняющие восприятие даже человеку. Также машина будет «удивляться» в таких городах, как Москва, где всё активно строится и ремонтируется.

Пример реализации метода с базовыми картами.

Какой теперь будет ситуация на рынке труда?

На данный момент можно говорить скорее о росте рабочих мест, чем об их убыли, если брать во внимание рассматриваемую отрасль.

Так как, по словам министра, беспилотный транспорт выйдет на российские дороги не очень скоро, то водителям и дальнобойщикам ещё рано беспокоиться. Хотя повысить квалификацию, возможно, всё-таки придётся.

Ведь в первое время нужно будет так или иначе вмешиваться в работу машины.

А теперь немного конкретики.

Кому беспокоиться:

  1. Таксистам, для которых эта работа постоянна.
  2. Водителям автобусов.
  3. Дальнобойщикам.

Кому радоваться:

  1. Специалистам по работе с данными.
  2. Специалистам в области моделирования и симуляции.
  3. Специалистам в области компьютерного зрения.
  4. Специалистам DevOps.
  5. А также прочим специалистам, работающим с нейронными сетями, ИИ, данными и аналитикой.

Например, на западном рынке уже довольно много вакансий (около тысячи), связанных с обучением беспилотных автомобилей.

Заключение

Прежде чем беспилотные автомобили дойдут до широкого круга потребителей, им придётся пройти множество тестов и усовершенствований. На данный момент самоуправляемых автомобилей 3, 4 и 5 типов крайне мало, чтобы оценить удобство пользования. Одной машины достаточно, только чтобы определить жизнеспособность идеи, но для более подробного массива данных нужны сотни автомобилей.

Также важно продумать систему безопасности беспилотных автомобилей.

Если кинуть в обычную машину кирпич, то она поедет дальше и ничего с ней не случится, а вот если кинуть кирпич беспилотному автомобилю в лидар или радар, то безопасность передвижения на нём будет под очень большим вопросом.

Эти устройства расположены на внешней части транспорта, поэтому так уязвимы. Но даже если исключить вероятность попадания кирпича, то никто не застрахован от града или прочих природных (или не совсем) явлений, которые могут подпортить жизнь автовладельцу.

Обратите внимание

Кроме того, беспилотный автомобиль легко можно загнать в ловушку. Например, если рабочие случайно забыли нанести временную разметку и установить временные знаки, автомобиль может просто остановиться перед препятствием и ничего не делать, если слева (или справа в некоторых странах) сплошная.

Если вам интересна тема самоуправляемых автомобилей, но у вас нет своего и хочется хоть как-то поиграть с беспилотностью, то можете ознакомиться с этой статьёй на Medium.

Евгений Туренко, кубанский переводчик

Источник: https://tproger.ru/articles/self-driving-cars-howto/

Без руля и педалей: как работают беспилотные автобусы

Возможно, уже через десять лет автомобили под управлением человека начнут уходить в историю, а вождение машины постепенно превратится в довольно опасное хобби.

Как сейчас, например, катание на лошадях.

Такое будущее рисуют разработчики беспилотных автобусов: экспериментальные шаттлы, которыми управляет искусственный интеллект (пока под присмотром человека), продемонстрировали в Сколково.

Журналист cherinfo побывал на презентации в рамках пресс-тура «Ростелекома», пообщался с инженерами и узнал, смогут ли ездить беспилотники по разбитым дорогам и что сделает робот, если перед автобусом выскочит лось.

«Трепещите, кожаные ублюдки!»

Проект беспилотных шаттлов реализуют КамАЗ и научно-исследовательский центр «НАМИ». Они собрали уже четыре машины. Первый — экспериментальный — образец успешно отработал в Казани на чемпионате мира по футболу. Там автомобиль возил пассажиров на скорости 20 километров в час.

Беспилотный автобус может разгоняться свыше сотни, но пока его скорость искусственно ограничивают. На закрытых площадках тестирование проводится с ограничением в 40 километров, а предполагаемая рабочая скорость в условиях города — 60 километров.

Шаттл работает на электричестве, запас хода составляет около 150 километров, в зависимости от состояния дороги и режимов работы. На расход электроэнергии влияет даже количество остановок и поворотов: на машине установлены электрические рейки и электрогидравлические тормоза. Быстрая зарядка автобуса занимает полтора часа.

Машина снабжена лидаром (лазерным радаром, который «видит» в темноте), восемью камерами технического зрения и четырьмя камерами кругового обзора. На опытных образцах пока нет ремней безопасности, но уже есть красная кнопка экстренной остановки.

Важно

Эксперименты показали, что понятие «экстренное торможение» не чуждо искусственному интеллекту: машина может остановиться настолько резко, что непристегнутым пассажирам придется туго. Сейчас алгоритм настроен таким образом, что при появлении любого препятствия автомобиль останавливается.

Он передает изображение оператору, а уже тот удаленно решает, как поступить дальше, можно ли объехать препятствие.

«Два года назад мы уже демонстрировали беспилотник на базе полноприводного КамАЗа, то есть мы изначально настроены, чтобы беспилотник ездил по российским дорогам, где не видно разметки, а зимой не видно обочины, — говорит Фирдаус Кабиров, заместитель директора по развитию по инновационным продуктам ПАО «КамАЗ», двукратный победитель ралли Париж — Дакар. — Для каждого случая будет создаваться алгоритм программного обеспечения. Что произойдет, если появится живой объект перед машиной? Машина остановится. При этом беспилотник среагирует быстрее, чем человек. Он не будет отвлекаться, зависеть от настроения и других факторов».

Как утверждают разработчики, отсутствие человека за рулем — ключевой фактор, который делает беспилотник безопасным. Программный алгоритм не уснет за рулем, не поедет пьяным, не будет отвлекаться на звонки по телефону.

Инфраструктура для беспилотника

Помимо станций подзарядки, которые необходимы беспилотникам, есть и другие инфраструктурные проблемы, мешающие развитию такого транспорта. Каждый шаттл зависит от центра управления, где сидят люди, контролирующие работу программ. Автобусы должны передавать в центр огромное количество данных: изображения с камер, информацию о техническом состоянии и так далее.

Высокоскоростная надежная связь — ключевой фактор, без которого беспилотный шаттл никуда не поедет. В марте этого года в Сколково Ростелеком и Nokia запустили опытную сеть мобильной связи стандарта 5G.

На базе этой инфраструктуры и была организована зона для тестирования беспилотного транспорта. Все данные с автобусов передаются в режиме реального времени в командный пункт мониторинга.

Скорость передачи сопоставима с «классическим» вайфаем.

«Если связи не будет, машина остановится, — ответил Фирдаус Кабиров на вопрос о том, как беспилотники будут работать в регионах, где на многих территориях мобильной связи зачастую нет как таковой.

— Мы создаем запрос на обеспечение инфраструктуры, где главное — высокоскоростная надежная связь. Если будет обеспечена поддержка со стороны связи, мы сможем предоставить надежную технику.

Думаю, изначально речь идет о внедрении беспилотных машин в крупных городах, где есть соответствующая инфраструктура».

Законы для роботов

Помимо технических существуют и юридические проблемы, которые предстоит решить разработчикам беспилотного транспорта.

«В этом году в Госдуме будет организована первая группа по подготовке изменений в законодательство, чтобы обеспечить работу этих автомобилей, — говорит представитель ФГУП «НАМИ» Алексей Гуськов.

— Мы надеемся, что в следующем году начнем вносить первые изменения в законодательство, чтобы полностью легализовать использование беспилотных машин, как минимум на закрытых территориях.

Совет

Это не вопрос только регулирования дорожного движения, это вопрос, что мы понимаем под транспортным средством, какое оборудование оно должно иметь, как должно быть сертифицировано. Это естественное беспокойство о безопасности дорожного движения.

КамАЗ внес беспилотный транспорт в виде электробусов и грузовых автомобилей в стратегию развития производства. Сейчас мы совместно работаем над требованиями техрегламентов. В Сколково мы представляем не макет и не концепт. Это машина, в которой мы реализовали все будущие технические требования. Беспилотники появятся гораздо быстрее, чем мы думаем. Когда выйдет техрегламент, КамАЗ уже будет готов выпускать автомобиль».

Первый вице-президент Ростелекома Владимир Кириенко считает, что беспилотники станут полноправными участниками дорожного движения уже через 7−10 лет.

«Нам нужно будет перестроить все свое отношение к транспорту, — полагает Владимир Кириенко. — Например, мы платим ОСАГО. Ездишь ты или не ездишь, но платишь страховку полностью, потому что нет другого способа ее высчитать.

Внедрение телеком-технологий позволит застраховать автомобиль или свою жизнь только на тот период, когда машиной пользуешься. Это тоже потребует изменений в законодательстве. Личным автомобилем вы обычно пользуетесь не более 20% времени. Пять часов езды в день — это уже активный пользователь. Основное время машина простаивает.

В системах типа Uber повышается время эффективного использования, за счет этого снижается удельная стоимость километра. Но Uber имеет операционные затраты: стоимость бензина и оплата труда водителя. Беспилотный транспорт лишен затрат на водителя. Стоимость и безопасность — два ключевых фактора развития беспилотного транспорта.

Сейчас мы не должны спрашивать, сколько стоит этот автомобиль. Когда я вызываю такси, мне все равно, сколько стоит автомобиль. Это будет другая парадигма, другая модель потребления, мы будем платить за переезд из точки, А в точку Б.

Может быть, наши дети или внуки будут спрашивать: «Дедушка, неужели ты сам водил машину? Это же опасно!». Сто лет назад казалось нормальным ездить на лошадях, а сейчас не каждый сможет сесть на лошадь и проскакать 200 километров».

Андрей Ненастьев

Источник: https://cherinfo.ru/news/96982-bez-rula-i-pedalej-kak-rabotaut-bespilotnye-avtobusy

Беспилотные автомобили для начинающих

Расставим все по полочкам в вопросе о беспилотных автомобилях и узнаем как беспилотные автомобили ездят, кто их производит и почему они до сих пор не ездят массово по улицам?

Про беспилотные автомобили постоянно мелькают новости, но что же на самом деле происходит в этой сфере? Как беспилотные автомобили ездят? Кто их производит? Почему они до сих пор не ездят массово по улицам? Попробуем разложить все по полочкам.

Беспилотные автомобили

  • Что такое беспилотный автомобиль
  • Как работают беспилотные автомобили
  • Уровни автономности
  • Ключевые игроки рынка
    • General Motors
    • Waymo (лидер по технологичности)
    • Uber
    • Lyft (сервис такси, конкурент Uber)
    • Tesla
    • Baidu
  • Почему так долго?
    • Лидар
    • AI (искусственный интеллект)
    • Погодные условия
    • Картография
    • Инфраструктура
    • Доверие человека
  • Что дальше?

Что такое беспилотный автомобиль

Это автомобиль, оборудованный системой автоматического управления, способный передвигаться из точки А в точку Б без участия человека.

Как работают беспилотные автомобили

Чтобы приехать в пункт назначения, беспилотный автомобиль должен знать маршрут, понимать окружающую обстановку, соблюдать ПДД и корректно взаимодействовать с пешеходами и другими участниками дорожного движения. Чтобы соответствовать этим требованиям, беспилотник использует следующие технологии:

  • Камеры: визуальное обнаружение объектов, например, дорожная разметка и знаки
  • Радар: определение препятствий и объектов впереди и сзади, а также определение расстояния до них
  • Лидар: похож на радар, но гораздо четче и позволяет обнаруживать объекты вокруг автомобиля (полный обзор 360 градусов)
  • AI (искусственный интеллект): мозги машины. Обрабатывает данные с камер и сенсоров, управляет автомобилем и принимает решения.

Уровни автономности

Организация под названием SAE International сделала доброе дело и стандартизировала 5 уровней автономности, которых придерживаются все игроки на рынке:

  • Level 0 — No Automation: Водитель должен контролировать все — руль, тормоз и газ. Обычная машина.
  • Level 1 — Driver Assistance: Автомобиль помогает тормозить или ускоряться. Автомобили с круиз-контролем — это как раз про level 1.
  • Level 2 — Partial Automation: Автомобиль может одновременно контролировать ускорение и торможение, но человек должен следить за ситуацией и быть готовым принять управление. Самый яркий пример уровня 2 — Tesla.
  • Level 3 — Conditional Automation: Автомобиль может полностью управлять движением, но в какой-то момент может попросить принять управление на себя. Ходят слухи что Audi A8 2018 года выпуска умеет делать все это, но пока нет ни одного обзора.
  • Level 4 — High Automation: Умеет все что умеет уровень 3, но также может справляться с более сложными дорожными ситуациями. В целом можно отпустить руль и ничего не делать, но если автомобиль не сможет принять решение он об этом оповестит и плавно припаркуется на обочине. О четвертом уровне заявляют такие компании как Waymo или Aptiv
  • Level 5 — Full Automation: Полная автономия, участие человека не требуется. Машина сама принимает решение в любой ситуации, руль может отсутствовать.

 

Ключевые игроки рынка

Источник: https://econet.ru/articles/bespilotnye-avtomobili-dlya-nachinayuschih

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector