Беспилотные автомобили

Беспилотные автомобили. Часть 25: Теперь и в России — «Беспилотные автомобили» на DRIVE2

Пару недель назад на конференции GTC 2017 я познакомился и пообщался с коллегами из Яндекса, которые работают над беспилотным автомобилем. “Отлично, давно пора!” — подумал я, не зная точно в какой стадии находится проект.

В наши дни технологии развиваются настолько быстро, что на одном из стендов можно было ознакомиться с топ-300 (!) компаний в этой области. Пресса и вовсе называет происходящее “новой золотой лихорадкой”.

Другой вопрос в том, какой процент всех этих инициатив дойдёт до воплощения в реальные продукты, которыми сможем пользоваться мы с вами.

* * *

И вот Яндекс официально показал свой прототип на базе Toyota Prius.

Обратите внимание

На отлично снятом промо-ролике (учитесь, американские коллеги!) хорошо видно, что машина уже умеет выполнять все базовые задачи, включая объезд статических и движущихся препятствий. Пока испытания проходят на закрытых полигонах.

Впереди — адаптация к реальной жизни, которая займёт несколько лет. Научить предугадывать опасные манёвры соседей по потоку, распознавать опасные ямы и объекты на дороге, обучить дорожным знакам, разметке и её отсутствию. А главное — принимать решения в редких нестандартных ситуациях типа упавшего поперёк дороги дерева или необходимости пропустить пожарную машину, находясь в пробке.

Да, всё это пока далеко от готового продукта. Да, впереди множество технических задач, которые предстоит решить. Да, климат и дороги далеки от калифорнийских.

Да, куча хейтеров, которые пишут всякую чушь у меня в комментариях, получили новый объект для “онолитеки предстоящего провала”. Это неважно.

Важно лишь то, что прогресс не остановить и мы с вами являемся свидетелями глобальной революции в автоиндустрии.

Вот что говорит Аркадий Волож, основатель Яндекса:

– Какие у вас планы на этом рынке?

– Для начала автомобили можно сделать самодвижущимися. Это настолько реально, что ограничения будут скорее юридического, чем технического характера. Например, за движение беспилотника на дорогах до сих пор пока отвечает водитель. Хотя машины уже давно ездят самостоятельно.

Я когда-то шутил, что первое самодвижущееся транспортное средство появилось 100 лет назад – это лифт. В очень простых условиях с большим количеством ограничений они давно уже ездят без нас. Пример с меньшим числом ограничений – современный адаптивный круиз-контроль в автомобилях.

Многие модели уже позволяют двигаться вслед за кем-то: машина тормозит, разгоняется и сама поворачивает, а водитель просто пассажир.
Это все про механические операции, которые автомобиль будет делать за нас. Есть еще всякая «умность» в салоне.

Собственно, этим мы и занимаемся – придумываем автоматы, которые делают работу быстрее и точнее, чем человек.

– То есть вы делаете софт для самодвижущихся автомобилей?

– Только не софт, а технологию, и она работает. Скоро можно будет покататься.

* * *

Важно

Чего ожидать от всего этого? Ну, например, поездки на такси из одного конца города в другой за 100 рублей. Или вообще бесплатно. Или шанса отказаться от второй машины в семье. Или возможности отправить ребёнка или пожилых родственников в нужную точку, не теряя собственного времени и денег.

Я очень рад за Яндекс. Даже не так — я горжусь, что этот проект есть и развивается. Яндексоиды, вы молодцы! Всё получится.

Продолжение следует.

Ссылки по теме:

Источник: https://www.drive2.ru/b/474576707412559484/

Как работает беспилотный транспорт

В 2016 году объём инвестиций в беспилотный транспорт составил 80 миллиардов долларов, из них 40 были вложены в микрочипы, 16 — в сенсоры и 4 — в искусственный интеллект.

Предполагается, что эта отрасль может дать большой толчок к улучшению ИИ и алгоритмов машинного обучения. Кроме того, уже сегодня открыто большое количество вакансий в этой нише.

Но пока светлые умы программистов работают над решением поставленных задач, мы расскажем вам о том, как работают беспилотные автомобили и кого такой прогресс может затронуть напрямую.

Идея о беспилотной технике зародилась ещё в начале XX века и тогда же была реализована в виде автомобиля с антенной, который управлялся с пассажирского сидения следовавшей за ним машины. В наши дни антенны тоже широко используются для контроля беспилотной техники, однако не для всех типов.

Сегодня рынок предлагает множество беспилотных гаджетов, начиная с машинки на пульте управления и заканчивая полноценным беспилотным автомобилем. Существуют беспилотные самолёты, дроны и подводные лодки, но что мы понимаем под беспилотностью? Удалённый контроль оператором? С оператором на борту, но без его активного участия? Давайте разберёмся!

Беспилотный транспорт в России

В России над беспилотными автомобилями работают КАМАЗ и Yandex.

Однако над своей собственной техникой работает только первая компания, Yandex же использует автомобили сторонних производителей для создания и тестирования своего беспилотного автопарка, однако, по словам сотрудника компании, российский IT-гигант работает над технологией, которая будет применима к разным автомашинам. Более того, разработка нацелена на последний (Level 5) уровень беспилотности.

Среди менее известных простому обывателю компаний над беспилотниками работают Volgabus и Cognitive Technologies. Последние разрабатывали автономный комбайн.

Кстати, KAMAZ занимается разработкой беспилотных шаттлов для перевозки зрителей Чемпионата Мира по футболу 2018, более того, для них будут выделены отдельные полосы. Также компания уже тестирует свои беспилотные технологии на трассе M11, где запущен автопоезд из 5–10 грузовиков, повторяющих манёвры первого. На борту первой машины есть оператор, но он управляет только в экстренных ситуациях.

А товарищи из Yandex тестируют беспилотную технику в обычных городских условиях, но пока с пилотом-испытателем, который не вмешивается в работу автомобиля.

Перспективы

Министр промышленности и торговли РФ говорил, что выведение беспилотного транспорта на дороги общего пользования «будет ещё не скоро, поскольку такие перемены требуют, в том числе и обновления ментального восприятия окружающего мира человеком.

Пока так рисковать мы не готовы».

Предполагается, что сначала беспилотный транспорт будет протестирован локально, затем будет выведен на более широкий уровень с частичной автоматизацией и только после этого представится возможным использование полностью автономных автомобилей.

Некоторые эксперты отмечают, что количество ДТП может снизиться на 90%. Ведь запрограммированная техника вряд ли будет кого-то намеренно подрезать, превышать скорость или нарушать ПДД.

Что находится в «мозговом центре» самоуправляемого автомобиля?

Есть два подхода к обучению автомобиля: классический и нейросетевой. Первый состоит из четырёх модулей: локализация, распознавание, планирование и управление. При работе со вторым подходом автомобиль получает данные с камер, отправляет их нейросети, а она уже определяет, куда повернуть и на какой скорости ехать.

Реализация нейросетевого подхода требует огромного количества входных данных для каждой из возможных ситуаций, чтобы научить машину вести себя подобно человеку. Это сделать довольно сложно, поэтому многие беспилотные автомобили работают на основе классического подхода.

Планирование пути почти так же важно, как и восприятие окружающего мира автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим методы планирования пути, их всего три, если говорить об основных.

1. Алгоритмы поиска пути на графах

Совет

К качественным алгоритмам поиска пути на графах в отношении беспилотных автомобилей можно отнести A*. Однако и у него есть недостатки, например, в пространствах большой размерности скорость работы снижается.

При этом нужно понимать, что на самой дороге нет ни вершин, ни рёбер клеток и придётся самим составлять граф, учитывая положение машины в пространстве. Но чем оно сложнее, тем более нагруженным становится граф.

2. Оптимизационные методы.

Оптимизационные методы позволяют накладывать ограничения и штрафы с помощью функций. Штрафы могут быть за превышение скорости или за чрезмерное приближение к другим объектам. При использовании этого метода пространство исследуется агрессивно. Алгоритм не ищет оптимального способа объезда препятствия, а просто «едет» в разные стороны.

3. Стохастические алгоритмы.

Этот метод отличается высокой скоростью работы в больших пространствах, однако оптимальность выбора остаётся под большим вопросом.

Но тем не менее данные, полученные с помощью этого метода, можно отправлять напрямую системе управления автомобилем.

Более детально с этими алгоритмами вы можете ознакомиться в совместных трудах [PDF] Бадера Алшамари (Университет Кувейта | KU) и Овидье Калина (Восточный Университет Мичигана | EMU).

Наши материалы по алгоритмам:

Также более детально эти алгоритмы объясняет специалист компании Yandex в видео ниже.

А как же машины «видят»?

Так видит мир автомобиль при помощи лидара и стереокамеры.

Классический подход работает по следующее схеме: модули карт и восприятия отправляют информацию в модуль планирования, который в свою очередь делится полученными и обработанными данными с системой управления автомобилем.

Давайте рассмотрим, как модуль восприятия узнаёт, что находится вокруг машины:

  1. Радар — распространённый сенсор, который уже используется на автомобилях с круизным режимом. Однако радар не очень хорошо понимает, что перед ним находится пешеход, если он не в металлическом костюме. Отличительная особенность радара заключается в возможности узнать радиальную скорость.
  2. Камеры отвечают за общую картину на дороге.
  3. Лидар — сенсор, который определяет расстояние до определённых объектов на дороге, а также «видит» всё лучше радаров и камер. Но у него есть два минуса: цена и качество. Даже если лидар сделан по всем ГОСТам, то он всё равно может быстро выйти из строя из-за постоянного движения, собственно из-за этого он и остаётся нишевой технологией. Но вообще лидар — интересное изобретение, с помощью которого хорошо реализуется итеративный алгоритм ближайших точек.
  4. Инфракрасные камеры — «видят» людей и животных лучше радаров, но стоят дорого и ограничены температурными рамками. Становится немного бесполезным сенсором, если на машине установлен лидар.

Чтобы лучше различать, что находится вокруг автомобиля, может применяться метод сегментации экземплярами, где в отличие от обычной сегментации объекты не сливаются в одном цвете, а разбиваются на части.

Примечание Подробнее с методом сегментации экземплярами можно ознакомиться на GitHub, а также в следующих документах: [PDF 1], [PDF 2].

Поиграть с сегментацией экземплярами можно на сайте Кембриджского Университета.

Ниже представлено видео реализации метода сегментации экземплярами.

Зрение автомобиля можно реализовать с помощью только камер и радаров — самых дешёвых технологий.

Особенность такого метода заключается в локальном использовании техники: в бортовой компьютер загружаются базовые карты, обрабатываются нейронными сетями, а затем сравнивают реальность с загруженными картами.

Обратите внимание

Транспорт будет плохо ориентироваться в городах, подобных Лондону, где часто бывают природные явления, затрудняющие восприятие даже человеку. Также машина будет «удивляться» в таких городах, как Москва, где всё активно строится и ремонтируется.

Пример реализации метода с базовыми картами.

Какой теперь будет ситуация на рынке труда?

На данный момент можно говорить скорее о росте рабочих мест, чем об их убыли, если брать во внимание рассматриваемую отрасль.

Так как, по словам министра, беспилотный транспорт выйдет на российские дороги не очень скоро, то водителям и дальнобойщикам ещё рано беспокоиться. Хотя повысить квалификацию, возможно, всё-таки придётся.

Ведь в первое время нужно будет так или иначе вмешиваться в работу машины.

А теперь немного конкретики.

Кому беспокоиться:

  1. Таксистам, для которых эта работа постоянна.
  2. Водителям автобусов.
  3. Дальнобойщикам.

Кому радоваться:

  1. Специалистам по работе с данными.
  2. Специалистам в области моделирования и симуляции.
  3. Специалистам в области компьютерного зрения.
  4. Специалистам DevOps.
  5. А также прочим специалистам, работающим с нейронными сетями, ИИ, данными и аналитикой.
Читайте также:  Фары и индикаторы: как и когда использовать?

Например, на западном рынке уже довольно много вакансий (около тысячи), связанных с обучением беспилотных автомобилей.

Заключение

Прежде чем беспилотные автомобили дойдут до широкого круга потребителей, им придётся пройти множество тестов и усовершенствований. На данный момент самоуправляемых автомобилей 3, 4 и 5 типов крайне мало, чтобы оценить удобство пользования. Одной машины достаточно, только чтобы определить жизнеспособность идеи, но для более подробного массива данных нужны сотни автомобилей.

Также важно продумать систему безопасности беспилотных автомобилей.

Если кинуть в обычную машину кирпич, то она поедет дальше и ничего с ней не случится, а вот если кинуть кирпич беспилотному автомобилю в лидар или радар, то безопасность передвижения на нём будет под очень большим вопросом.

Эти устройства расположены на внешней части транспорта, поэтому так уязвимы. Но даже если исключить вероятность попадания кирпича, то никто не застрахован от града или прочих природных (или не совсем) явлений, которые могут подпортить жизнь автовладельцу.

Кроме того, беспилотный автомобиль легко можно загнать в ловушку. Например, если рабочие случайно забыли нанести временную разметку и установить временные знаки, автомобиль может просто остановиться перед препятствием и ничего не делать, если слева (или справа в некоторых странах) сплошная.

Если вам интересна тема самоуправляемых автомобилей, но у вас нет своего и хочется хоть как-то поиграть с беспилотностью, то можете ознакомиться с этой статьёй на Medium.

Евгений Туренко, кубанский переводчик

Источник: https://tproger.ru/articles/self-driving-cars-howto/

Беспилотные автомобили: Россия, держись!

С 1 декабря начинается тестовая эксплуатация беспилотников на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана: в течение трех лет на дороги выйдут сотни роботизированных автомобилей. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Реалистичны ли планы и увидим ли мы настоящие беспилотники на российских дорогах?

В чём суть эксперимента

Пока беспилотники не буду ездить в полностью автономном режиме: за рулём всё равно должен сидеть оператор, который несёт ответственность и берёт управление в сложных условиях. Это нормальная мировая практика.

Эксперимент нужен в первую очередь для разработки законодательной базы, ведь до сих пор совершенно неясно, кто всё-таки несёт ответственность в случае ДТП: производитель или оператор? Какие ситуации наиболее сложны для автопилота? И на какие дороги его можно пустить в первую очередь.

Современные правила дорожного движения в принципе не предполагают, что за рулём автомобиля может находиться не человек.

Важно

В идеале, по результатам опыта будут сформулированы требования к беспилотникам, а в нормативы (ПДД, КоАП, УК) внесены необходимые поправки, которые сделают возможным управление в частично или полностью автономном режиме.

Испытание беспилотной техники идут сегодня во многих странах, но российский эксперимент имеет и самоценность: одно дело колесить по чистой Калифорнии, и другое — по зимним дорогам России с плохо видимой разметкой, нелогичными знаками и отчаянными соседями по потоку.

Попахивает фантастикой?

На самом деле, нет. Беспилотные машины уже встречаются на дорогах России, и их полулегальный статус требует определиться, допустим ли автопилот в принципе.

Вообще такие системы принято делить на пять уровней. Первый встречается на многих автомобилях уже сегодня, но возможности его ограничены: электроника может притормозить перед другой машиной или помочь с парковкой, но требует постоянного контроля со стороны водителя.

В привычном понимании автопилот начинается с третьего уровня, который допускает полностью автономное вождение в «несложных» условиях — например, по загородной автомагистрали.

Автопилот пятого уровня — это уже полностью автономная машина, пользоваться которой можно, как смартфоном: набрал адрес, нажал кнопку, ждёшь результата.

В серийных автомобилях реализованы автопилоты первых двух уровней: например, Skoda Superb или Volvo XC90 способны держать дистанцию до автомобиля впереди, подруливать, тормозить перед препятствиями, «автопилотить» в пробках.

Как это ощущается? Пока двусмысленно.

Преодолев начальную скованность, находишь автопилот очень удобным: простые участки загородного шоссе можно проехать, не касаясь педалей и руля. Но эйфория быстро проходит, ведь следить за дорогой нужно всё равно, а, главное, в сложные моменты брать управление на себя. В расслабленном «автопилотном» состоянии делать это порой… просто лень.

Поэтому пока проще рулить самому, чем держать руки на руле на всякий случай.

Серийные автопилоты пока выглядят полумерами, которые служат подспорьем для адекватных водителей, но не заменяют их. Ведь и ответственность по-прежнему лежит на человеке за рулем.

Осторожный оптимизм

Совет

Из массовых производителей дальше всех продвинулась компания Tesla, но после череды тяжелых аварий ей пришлось признать свой автопилот частичным и потребовать от водителей полного контроля. Самый громкий случай произошёл в США: Tesla Model S налетела на белый автопоезд, который слился со светлым небом, пока водитель читал книгу.

При этом автопилот Tesla является без пяти минут автономной системой, которая, к тому же, обменивается информацией по принципу улья: проезжая сложный участок, Tesla вносит в базу данных сведения о его нюансах.

В России развитием автопилота занимается, например, компания «Яндекс», причём дело дошло до испытаний не только на полигоне, но и в реальных условиях: в начале 2018 года состоялись тесты на заснеженных московских улицах, а в июне беспилотный Prius проехал почти 800 км от Москвы до Казани за 11 часов — результат, сопоставимый с реальным водителем, который чтит ПДД.

Интерес «Яндекса», возможно, имеет сугубо практическую подоплёку: заменить проблемных таксистов автоматизированной системой попросту выгодно.

Что интересно, в наших широтах интерес к автопилоту демонстрируют производители тяжелой технике: с ним экспериментировал КамАЗ и БелАЗ. Например, тихоходные карьерные самосвалы выглядят относительно лёгкой «жертвой» для автопилота.

Правда, пока электроника пока не безгрешна, и аварии случают даже при наличии оператора за рулём.

Так, в Аризоне автомобиль компании Uber в беспилотном режиме сбил внезапно появившуюся велосипедистку: не среагировала и женщина-оператор за рулем.

Несмотря на проблемы, прогресс уже вряд ли остановить: над автопилотом работает большинство известных марок, и концепт-кары всё чаще представляют без руля и педалей.

Годится ли Россия для автопилота

Странам с развитой дорожной инфраструктурой внедрить автопилотируемые машины на порядок проще, чем в России. Скажем, пока очень мало сведений о том, как ведут себя автономные машины в сильные морозы или в тумане. А ещё — как они решают головоломки российских дорог, объезжают выбоины, интерпретируют действия пешеходов и лосей.

Поэтому, вероятно, первые автономные машины в России появятся на специально одобренных маршрутах. Объектами могут стать такси или общественный транспорт с его относительно предсказуемым графиком движения.

Обратите внимание

Кстати, идея оснастить автопилотом такси имеет экономическую мотивацию: например, если таксист зарабатывает за смену порядка 2 тысяч рублей, при круглосуточной ежедневной работе нескольких водителей расходы на них превысят миллион рублей, а если платить налоги — то и два миллиона.

Это уже близко к цене самого автомобиля, а не только автопилота. К слову, Tesla Model 3 уже сейчас предлагает автопилот в качестве опции за $5 тысяч, и в перспективе его цена должна снижаться.

Неверно думать, что для запуска автопилота нужно добиться его полной безаварийности.

В конце концов, аварии совершают и живые водители. Общество признает автопилот целесообразным, когда удельное число жертв автономных аварий станет существенно меньше обычных. А в России, например, в год гибнет под 20 тысяч человек не считая тех, кто стал калекой.

Поэтому относительно среднего водителя у автопилота есть неплохие шансы блеснуть мастерством и аккуратностью.

Современная инфраструктура рассчитана на обычные автомобили, и для автопилота это не очень удобно. Но представьте, что автопилот уповает не только на классическое «зрение»: он может получать информацию о сигналах светофора на всём пути следования из единой базы данных, обмениваться с другими машинами (технология V2V) и считывать ограничения скорости по радиометкам, а не знакам.

Даже нынешние, относительно примитивные автопилоты, способы объехать сугроб и вписаться в ряд неровно запаркованных машин. Наибольшей сложностью является разнообразие нештатных ситуаций, но испытания беспилотников и нужны для того, чтобы научить их справляться с большинство сюрпризов.

Скорее всего, в России автопилот появится с запозданием, но мечты о нём отнюдь не утопичны. И чтобы это понять, достаточно сесть за руль автомобиля с активным круиз-контролем, который в точности повторяет разгоны и торможения машины впереди. И когда пройдет первое оцепенение, возникнет вопрос: и как мы раньше ездили «врукопашную»?

Автопилот проникнет в нашу жизнь незаметно: сначала мы доверим ему управление в пробках, при парковке, на автомагистралях, а потом откажемся от руля вообще. Возможно, уже для наших детей вождение машины станет анахронизмом, вроде умения ездить в седле.

Автоновости: Шесть моделей Nissan попали под отзыв в России

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/41357549-bespilotnye-avtomobili-rossiya-derzhis/

Как работает беспилотный автомобиль

Совсем скоро улицами городов мира начнут править беспилотные автомобили. Сейчас мы является свидетелями этой удивительной технологии. На данный момент наиболее продвинутым автопилотом обладают машины компании Tesla Motors. Речь идет не только об умных алгоритмах поведения автомобиля, но и о самом совершенном железе, устанавливаемом на машины.

С октября 2016 года Tesla устанавливает на свои новые автомобили аппаратные системы автопилота второго уровня. Обновленная система называется Enhanced Autopilot (Расширенный автопилот). На примере этой системы рассмотрим, как работает современный беспилотный автомобиль.

Первые эксперименты Tesla Motors с автопилотом начались в сентябре 2017 года. Тогда на автомобиль была установлена всего одна камера. Сегодня система Расширенного автопилота включает восемь камер. Эти камеры обеспечивают обзор на 360 градусов радиусом 250 метров.

Важно

В автомобиль по прежнему устанавливается всего один радар, но он также претерпел существенные изменения. Сегодня он умеет видеть сквозь, дождь, снег, туман и пылевые облака. Более того, он видит даже сквозь стоящий впереди автомобиль.

Двенадцать ультразвуковых сенсоров, направленных во все стороны, умеют отличать твердые и мягкие объекты вокруг автомобиля.

За обработку данных со всех датчиков отвечает новейший бортовой компьютер Nvidia Drive PX2. Компания Nvidiaпредставила его совсем недавно – в четвертом квартале 2016. Сейчас во всем мире нет более совершенной системы обработки информации для беспилотных автомобилей.

Стоимость такого железа обходится производителю в несколько тысяч долларов. Так, Расширенный автопилот Tesla Motors повышает стоимость автомобиля на $5 тыс. В эту сумму входит радар, восемь камер, двенадцать сенсоров, бортовой компьютер и, конечно же, установка всего этого добра на машину.

Расширенный автопилот позволяет автомобилю автоматически подстраивать скорость под скорость дорожного трафика, перестраиваться с полосы на полосу в зависимости от дорожной обстановки или маршрута, съезжать с шоссе на проселочные дороги и въезжать обратно на шоссе, и даже парковаться. С будущими программными обновлениями машина научится маневрировать вокруг хаотически разбросанных объектов. Это может пригодиться в ситуациях, когда водитель вызывает машину с парковки.

Tesla Motors выпускает программные обновления поэтапно. Первая фаза, релиз которой состоялся в эти выходные, запустила в автомобилях активный круиз-контроль, функцию предупреждения столкновений и возможность удержания полосы. Правда, последняя пока работает только на скоростях до 45 миль в час (около 72 километров в час).

Следующее программное обновление, которое выйдет в середине апреля, активирует в автомобилях спортивный режим. В этом режиме Model S P100D сможет разгоняться с нуля до сотни километров в час за 2,4 секунды.

Начиная с апреля обновления будут выходить гораздо чаще. По словам Илона Маска, новые функции будут появляться в автомобилях в частотой от двух до шести недель.

Совет

До конца 2017 года второе поколение железа наконец-то заработает на полную катушку. Таким образом, уже к следующему Новому году по улицам городов мира будут ездить первые полностью автономные автомобили. Впрочем, это может произойти и раньше. По словам Маска, после весеннего обновления на переход к полной автономности понадобится от трех до шести месяцев.

Автопилот, прокачанный до максимума своих возможностей, сможет ездить даже по грунтовым дорогам без какой-либо разметки. При этом бортовой компьютер научится на ходу корректировать действия автомобиля, выбирая наиболее оптимальный маршрут. Таким образом, автопилот станет персональным водителем для хозяина машины.

Светофоры, дорожные знаки, кольцевые дороги – автопилот справится со всем этим.

Бортовой компьютер можно будет синхронизировать с календарем. В этом случае человеку даже не придется указывать место назначения. Автомобиль будет сам отвозить пользователя к месту запланированного мероприятия. Либо домой, если в календаре никакого мероприятия не запланировано.

Конечно, пока не все правительства мира разрешают беспилотным автомобилям свободно разъезжать по улицам городов. Тем не менее, признание беспилотников – лишь вопрос времени. К пример, уже в конце прошлого года комиссия, созданная правительством США, признала, что автопилот второго поколения на 40% безопаснее беспилотных систем, которые устанавливались на автомобили до прошлого года.

Илон Маск утверждает, что его беспилотные автомобили водят в два раза безопаснее любого живого водителя. Он уверен, что переход на беспилотные автомобили с суперкомпьютером под капотом спасет тысячи жизней во всем мире.

Читайте также:  Автопилот от тесла: как и насколько быстро?

Роман Чёрный

Подробнее: http://igate.com.ua/news/18042-kak-rabotaet-bespilotnyj-avtomobil

Источник: https://cesnok.ru/articles/208

История развития беспилотных автомобилей / автомобили, дрон, беспилотник

С момента создания первого автомобиля утекло немало времени.

Но за век человечество изобрело такое количество новых технологий, какое не было создано за несколько тысячелетий нашей истории.

Научно-технический прогресс не обошёл стороной и транспортные средства.

Наряду с развитием механических систем автомобиля инженеры постоянно совершенствуют его электрическую составляющую.

Автопроизводители всегда стремились создать не просто средство передвижения, а комфортное и безопасное средство.  

К счастью, в наши дни для этого есть все предпосылки: информационные технологии развиваются стремительными темпами, так что было бы просто неразумно не внедрять эти разработки в современные автомобили, делая их действительно «умными».

На протяжении истории этот самый «ум» принимал абсолютно разные ипостаси: начиная от информационно-развлекательных систем и заканчивая беспилотными технологиями.

Сейчас уже непонятно, «железо» определяет софт или софт – «железо».

Конечно, сложно поместить столь объёмную тему в рамки одной статьи, но рассмотреть общие тенденции развития беспилотных автомобилей – вполне возможно.

Изначально разработки автономной техники велись для военных целей. Наиболее ярким примером этому служит прототип первого в мире зенитного радиоуправляемого снаряда, созданного британским инженером Арчибальдом Лоу.

Обратите внимание

Разработка получила название «Воздушная мишень». Этот деревянный аппарат представлял из себя одномоторный моноплан с высокорасположенным крылом.

Беспилотник создавался в годы Первой мировой войны для борьбы с немецкими дирижаблями, бомбившими Лондон.

Для управления аппаратом Лоу впервые применил принцип фазово-импульсной модуляции, которая позволяла с земли управлять устройством с помощью специального вертикального и горизонтального руля.

Помимо радиоуправляемых летательных аппаратов в военное время успешно применялись самоуправляемые торпеды и самоходные немецкие мины, внешне схожие с миниатюрными танками.

Стоит отметить, что в первую половину 20-го века все разработки, так или иначе, носили экспериментальный характер и мало подходили для серийного производства.

Беспилотные автомобили не стали исключением и тоже прошли долгий путь развития.

Вначале это были обычные радиоуправляемые прототипы, но только много лет спустя они стали полностью автономными.

Одним из первых прототипов беспилотного автотранспорта стала разработка студента Стэнфордского университета Джеймса Адамса.

В 1961 году молодой студент в рамках своего научного проекта создал радиоуправляемую тележку, ныне известную как «Стэндфордская тележка».

Важно

В конце 1970-х годов физик Джон Маккарти решил модернизировать тележку: он оснастил устройство техническим зрением, позволяющим тележке самостоятельно двигаться в пределах белой линии.

Вычислительный центр «Стэндфордской тележки» обрабатывал дорожную информацию, получаемую с установленных на ней камер и радаров.

Первый полностью самоуправляемый автомобиль сконструировала группа немецкий ученных в 1980 году, так что говорить, мол беспилотные автомобили – современная разработка, будет не совсем верно.

Так случилось, что в те годы такие диковинки были не очень интересны как крупным автопроизводителям, так и рядовым потребителям.

Самоуправляемый прототип создали на базе полугрузового Mercedes-Benz. Для управления использовали технологию саккадического движения, а также систему параллельных вычислений.

Стоит отметить, что подобные решения сейчас используются в технологиях машинного обучения и нейросетях.

Робомобиль был способен самостоятельно менять полосу движения, входить в повороты и придерживаться указанной траектории движения.

В период с 1987 по 1995 год в США действовал проект под названием «Прометей». Его целью была разработка и совершенствование робомобилей.

В проект инвестировали порядка $1 млрд, что сделало «Прометей» одной из самых дорогостоящих технопрограмм конца 1980-х гг.

За восемь лет в рамках проекта создали несколько прототипов самоуправляемых автомобилей, однако наиболее удачным и перспективным стал робомобиль «VAmp», выполненный на базе автомобиля Mercedes-Benz.

Американцы доработали технологии, созданные немецкими учеными.

Во время тестового заезда «VAmp» показал по-настоящему впечатляющие для тех лет результаты.

Автомобиль без помощи пилота двигался по улицам Парижа на скорости более 40 км/ч.

Совет

Vamp самостоятельно менял полосу движения и даже несколько раз совершил обгон другого автомобиля в потоке.

Начало 21-го века обозначилось бурным развитием искусственного интеллекта и нейросетей, так что беспилотные автомобили получили второй шанс.

Современное поколение «умных» автомобилей

Источник: http://www.qwrt.ru/news/3553

Гонка за 2021 год: кто есть кто на рынке беспилотных автомобилей — Транспорт на vc.ru

Большой обзор автопроизводителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения для автономного транспорта.

Аналитик Брайан Солис, последние несколько лет изучающий индустрию беспилотных технологий, сформулировал основные тенденции на рынке:

  • ​Полуавтономные транспортные средства как последний шаг на пути к полной автономности.
  • Автомобиль как место для отдыха, а обустройство салона – отдельное направление для вложения средств.
  • «Очеловечивание» поведения беспилотных автомобилей для удобства остальных участников движения.
  • Высокая конкуренция в использовании технологических новинок и стартапов. Предпочтение отдается инновациям в программной и аппаратной сферах, обеспечивающим основную долю монетизации проекта.

Крупные производители скупают стартапы, чтобы владеть не только новыми идеями, но и талантами, порождающими их, поэтому в автомобильном бизнесе ожидается рост ИТ-вакансий. Все это позволяет выходить на передний план принципу «подключи и работай», когда новые технологии могут быть легко модифицированы в реальные модели автомобилей.

Эксперты отмечают, что все больше внимания уделяется интеллектуальным транспортным системам, картографическому ПО и универсализации компаний, что помогает привлекать дополнительные инвестиции от традиционных автопроизводителей. Например, Toyota инвестировала в Uber, General Motors приобрела долю в Lyft , а Volkswagen вложила $300 млн в Gett.

Автономные автомобили работают в таких отраслях как фермерство, управление запасами и строительство. Uber, Tesla и Mercedes-Benz экспериментируют с применением технологий автономного вождения в городских автобусах и полуприцепах.

При всей жесткости конкуренции на автомобильном рынке компании объединяются для снижения стоимости технологий для конечного потребителя.

Например, первоначальное внедрение Waymo лидара обошлось в $80 тысяч за автомобиль, однако сейчас затраты снизились до $50 тысяч.

Лидар рекламировался как радиолокационная обработка изображений, но на рынке уже появляются более совершенные технологии, что провоцирует компанию на снижение стоимости лидара.

В индустрии выделяют шесть уровней, характеризующих вождение любого автомобиля.

  • ​ Уровень 0. Вождение в обычном режиме – водитель самостоятельно регулирует ситуацию на дороге, руки всегда на руле, нога на педали.
  • Уровень 1. Вспомогательные функции автомобиля – интеллектуальные функции повышают уровень безопасности и комфорта. Водитель нужен для разрешения всех чрезвычайных ситуаций.
  • Уровень 2. Частичная автоматизация – часть задач может быть автоматизирована, однако пока контролируется водителем, который остается, в большинстве случаев, вовлечен в процесс вождения.
  • Уровень 3. Условная автоматизация – автомобиль управляет большинством важных для безопасности функций, водитель берет на себя управление только при сложных сценариях.
  • Уровень 4. Высокая автоматизация – самостоятельное движение возможно в большинстве дорожных условий без вмешательства человека. Водитель становится пассажиром.
  • Уровень 5. Полная автономия – полностью автоматизированное вождение в любых условиях без водителя-человека.

Исследования показывают, что автомобили находятся на стоянках 95% времени, так что традиционная собственность постепенно превращается в устаревшую. Пользователи могут вызвать машину при необходимости, что позволит перейти от программ индивидуальной собственности к моделям совместной собственности.

Основные автопроизводители беспилотных автомобилей

Audi

Audi представила серию автономных моделей на основе A7 и RS7 и продолжает работу по выведению своего Audi Piloted Driving на рынок в модели A8. Первоначально A8 будет иметь навыки самостоятельной парковки и автономного вождения до 60 км в час.

В июле 2016 года компания объявила о создании специализированного подразделения, посвященного автономной технологии вождения SDS Company, направленной на то, чтобы сделать автономное вождение более человечным. Например, система предоставит большее дорожное пространство большегрузам и сможет предугадывать планы других машин по перестройке на соседнюю полосу.

В 2014 году при испытаниях беспилотной модели RS7 на гоночной трассе, автомобиль смог разогнаться до 305 км/ч, установив таким образом рекорд среди «беспилотников».

Фото с сайта auto5ok.ru

BMW

На выставке Consumer Electronic Show (CES) 2016 BMW представила автономную концепцию своего автомобиля i8 Wonder. После прекращения партнерства с китайской поисковой системой Baidu BMW объявила о партнерстве с Intel.

Автоконцерн планирует представить тестовую группу из 40 новых полностью автономных моделей уже во второй половине 2017 года.

Первым автомобилем в этой линейке станет модель BMW iNEXT, старт продаж которой запланирован на 2021 год.

Компанией получено разрешение от Калифорнийского департамента автомобильных транспортных средств на испытания без водителя в черте города.

Фото с сайта i2.cdn.turner.com

Faraday Future

Калифорнийская Faraday Future, финансируемая китайской технологической компанией LeEco, нацелена на рынок высокопроизводительных автономных электромобилей. Первая модель, представленная на выставке CES 2016, – это гоночный автомобиль, вдохновленный FFZero1.

Будущее Faraday непредсказуемо, так как она сталкивается с нехваткой наличных средств, невыплаченными платежами за строительство и пропущенными сроками доставки. Тем не менее, на выставке CES 2017 Faraday Future продемонстрировала свой новый электромобиль FF 91, оснащенный более 30 датчиками для автономного вождения, камерами и лидаром, пусть презентация прошла и не самым удачным образом.

Фото с сайта autoreview.ru

Chrysler

Источник: https://vc.ru/transport/23330-the-race-to-2021

Беспилотные автомобили. КамАЗ, ШАТЛ, НАМИ в России

Современный мир нельзя уже представить без автомобилей, а ведь прошло только чуть более ста лет после того, как появился первый автомобиль. Но сегодня они так прочно вошли в жизнь человека, что в случае одномоментного исчезновения всех машин на земле, людям заново придётся учиться ходить пешком.

Хотя все автомобили, по функциональному предназначению, можно отнести к транспортным, специальным и гоночным видам, их разнообразие на рынке велико. Они отличаются по типу кузова, комфорту, дизайну, грузоподъёмностью, вместимостью и т. д. Производители готовы удовлетворить любые запросы, и продать автомобиль на все случаи жизни.

Они так совершенны и удобны, что кажется дальнейшее их развитие не представляется возможным. Но автопром находит новые ниши для собственного развития, чтобы расширить круг потенциальных покупателей. Машины становятся беспилотными, более роскошными, гораздо комфортными и надёжными, по сравнению с прежними моделями.

И нет предела их совершенства.

Обратите внимание

Происходящая технологическая революция, только ускоряет развития мирового автомобилестроения. Появляются новейшие интеллектуальные технологии в беспилотных транспортных системах, а также создаются новые композитные материалы, обладающие запредельными, для понимания обычного обывателя, свойствами. В этом плане следует ожидать дальнейшее изменение конструкций, и снижение веса автомобилей.

В рамках борьбы с глобальным потеплением, во всём мире, с каждым годом пересматриваются в сторону ужесточения экологические требования, и вводятся новые стандарты допустимых уровней токсичности, двигателей внутреннего сгорания.

Это вынуждает автопроизводителей к поиску новых, базовых подходов в создании экономичных электромобилей, обладающих меньшим потреблением топлива без потери в мощности и динамических характеристик.

Ранее принятые направления и способы вроде установки турбин, снижения веса и оптимальной настройки двигателя, практически исчерпали собственный потенциал для снижения потребления топлива, и увеличения ресурса автомобиля.

В этом плане, более перспективным решением, стало создание гибридных установок, которые сегодня широко применяются в автомобилестроении. Успешность и надёжность таких установок – такова, что усилия производителей направлены на создание наибольшего количества электромобилей и беспилотных автомобилей, и эта тенденция будет только усиливаться в будущем.

Читайте также:  Установка газа на дизель

Беспилотные автомобили в России: развитие Self Driving Cars технологий

С ростом благосостояния людей, а также появление современных технологий, обеспечивающих снижение производственных издержек, привело к увеличению числа беспилотных автомобилей на российских дорогах. В связи с этим, начали возрастать и требования к безопасному вождению.

Наши партнеры из AviaSales подготовили для наших посетителей лучшие предложения на покупку авиабилетов и бронированию гостиниц! Просто проверьте:

Для снижения числа автокатастроф по вине человека, проводятся кропотливые работы по разработке беспилотных автомобилей. В настоящее время уже не кажутся фантастическими машины, оснащённые системами автопилота, для избавления человека от управления автомобилем.

Данные технологии ещё не совершенны, они требуют доработки. Ещё пройдёт немало времени, прежде чем беспилотники, будут оснащены этими системами. Но это направление является перспективным, и безусловно, получит дальнейшее развитие беспилотных автомобилей в России.

Важно

Нельзя забывать, что беспилотный автомобиль будет являться не просто средством передвижения человека, но и техникой его своевременной доставки. Многочасовые пробки стали столь привычны, что стали естественной причиной объяснения опоздания.

Но видимо, скоро человечеству придётся искать другую причину непунктуальности. В современное время, многие автоконцерны вкладывают деньги в разработку и создание летающих автомобилей.

В настоящее время, существуют несколько экспериментальных видов, над которыми работают автопроизводители.

И хотя массовый переход на летающие автомобили в ближайшее будущее маловероятен, но можно надеяться, что они доведут свои проекты до конца. В России функционирует уже несколько компаний, занимающихся разработкой беспилотных автомобилей.

Беспилотный автомобиль КамАЗ

Технологии беспилотного автомобилестроения в России очень скоро сравняются с технологическим уроавнем США и центральной Европы. В России разработкой беспилотных автомобилей занимаются не мало предприятий.

Одно из самых массовых и передовых автомобилестроительных концернов является Камский Автомобильный завод в Набережных Челнах — ПАО «КАМАЗ». В предприятии уже давно ведется разработка отечественных технологий в сфере беспилотников.

ПАО «КАМАЗ» соместно с ФГУП «НАМИ» ведет огромную работу по созданию небольших беспилотных автобусов (ШАТЛов) для передвижения по закрытым территориям — далее расскажем более подробно.

В 2016 году КамАЗ представил всему миру свои первые умные беспилотные автомобили, которые сделаны на базе серийных грузовых ТС. Конечно, запускать в серийное производство беспилотники еще нельзя — не готова нормативная база для «умных» автомобилей на территории РФ. Но как принято во всем мире, начинать нужно с малого, а именно: разработкой ADAS.

Первой ступенью создания беспилотного автомобиля является разработка системы активной помощи водителю — ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), задачей которой является исследовать окружение движущегося автомобиля и помогать водителю в управлении ТС, подсказывать о намерении движения находящихся вокруг автомобилей и пешеходов, распознавание дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных ограждений.

Немаловажной задачей является разработка системы сегментации дорожной сцены — иными словами, разделение проезжей части на «зону для движения» и «зону невозможного движения». Одной из самых первых функций, которую применили автопроизводители на серийных автомбоилях оснащенных ADAS системой:

  • Предупреждение о возможном столкновении с автомобилями, велосипедистами, байкерами и пешеходами,
  • Пассивный круиз-контроль,
  • Адаптивный круиз-контроль,
  • Распознавание дорожных знаков и уведомление о превышении текущей скорости автомобиля,
  • Распознавание дорожной разметки и удержание автомобиля в полосе движения,
  • Функция поддержания расстояния до впереди-идущего автомобиля с перестроениями по полосам движения,
  • Контроль «слепых зон» — уведомление водителя о нахождении чего-либо в зонах автомобиля, недоступных глазу водителя даже при помощи зеркал заднего вида.

Беспилотный автомобиль НАМИ — ШАТЛ

Государственный Научный Центр РФ «НАМИ» еще с 2012 года занимается разработкой беспилотных технологий на автомобильном транспорте.

Пожалуй, ни у одной организации в России нет столько опыта в разработке и тестировании встроенных беспилотных систем, сколько опыта есть у ФГУП «НАМИ».

На базе ГНЦ «НАМИ» разработаны десятки встроенных автономных систем, позволяющих автоматизировать практически любые ТС — легковые, грузовые, пассажирские.

Совет

У ФГУП НАМИ есть даже свой собственный автополигон — в г. Дмитров Московской области, на котором постоянно проходят испытания автомобилей, оснащенных беспилотными функциями и подсистемой ADAS.

Основными тестируемыми транспортными средствами являются серийные автомобили марки «Лада» и автомобили собственной разработки «ШАТЛ» (Широко Адаптивная Транспортная Логистика).

Автомобили «ШАТЛ» уже курсируют по закрытой территории ФГУП «НАМИ» в г. Москва, проходя ежедневные ездовые испытания.

В мае 2018 года один из автомобилей «ШАТЛ» (совместная разработка с ПАО «КАМАЗ» был представлен публике на открытии Крымского моста, соединяющем Тамань и Керчь):

Источник: https://avtofun.ru/art_bespitolniy_avtomobil.php

Беспилотные автомобили: как будет выглядеть наше будущее?

Рори Кетлан-Джонс Корреспондент Би-би-си по вопросам технологий

Правообладатель иллюстрации Getty Images

За последние несколько лет в индустрии производства беспилотных автомобилей произошел невероятный прогресс. Все указывает на то, что будущее, в котором мы сможем сесть в машину и заниматься своими делами, пока она сама везет нас до места назначения, уже совсем не за горами.

Правда, до полной автоматизации транспортных средств дело пока не дошло – несмотря на то, что машины становятся все более самостоятельными, участие в процессе водителя все еще необходимо.

Но может ли и это вскоре измениться?

Как сообщает Bloomberg, компания Ford собирается перейти к полной автоматизации беспилотных автомобилей. В статье говорится, что такое решение было принято потому, что инженеры, производящие тестовые поездки на беспилотниках, стали засыпать за рулем от скуки – ведь им практически ничего не надо было делать.

В компании Ford Би-би-си рассказали, что эта история правдива только частично: “Сообщения о том, что инженеры компании стали засыпать во время тестирования беспилотных автомобилей являются неточными”.

Но, гласит заявление компании, “высокий уровень автоматизации процесса без полной автономности может создать ложное чувство безопасности для водителя”.

Это означает, что водителям будет сложно быстро взять ситуацию в свои руки в случае, если автоматическая система управления перестанет справляться.

Именно поэтому в Ford рассчитывают перейти сразу к тому, что называется четвертым уровнем по классификации Сообщества автомобильных инженеров (SAE) – “автономии без участия водителя в процессе движения в определенных областях”.

SAE – международная организация, которая среди прочего разработала систему классификации автоматизации автомобилей. Она состоит из 6 уровней: начиная с нулевого, где водитель полностью контролирует процесс движения, и заканчивая пятым, где автомобиль полностью делает все сам в любых обстоятельствах.

Обратите внимание

В январе на Международной выставке потребительской электроники (CES) в Лас-Вегасе представитель Ford в конфиденциальном разговоре рассказал мне, что компания планирует выпустить полностью автоматизированную машину уже в 2021 году.

“Автомобиль, который мы запустим в 2021 году, будет полностью автоматизирован – у него не будет ни руля, ни педали тормоза. Это означает, что водителю не придется в какой-то момент брать управление транспортным средством на себя – оно само будет знать, что делать в любой ситуации”, – рассказал представитель компании.

Вопрос доверия

Другие представители индустрии склонны считать, что эволюция процесса автоматизации транспортных средств будет более плавной, так как водителям потребуется время, чтобы научиться доверять автомобилям.

Но вполне понятно, почему в компании Ford видят проблему в неполной автоматизации, при которой водителю придется периодически включаться в процесс управления.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-39057596

5 стран, в которых быстрее всего появятся беспилотные автомобили

За последние 5 лет было инвестировано 50 миллиардов долларов в машины с автопилотом, и вот результат — в октябре 2018 компания Waymo, дочка Alphabet, получила разрешение тестировать свои беспилотные автомобили в штате Калифорния без страхующего искусственный интеллект водителя-человека. Из 12 аварий, которые за год произошли с машинами Waymo, ни в одном из случаев не была выявлена вина автопилота.  

Консалтинговая и аудиторская компания KPMG составила рейтинг стран, которые наиболее готовы к тому, чтобы на их дороги выехали автомобили без водителей.  

В нидерландах лучшая в мире инфраструктура для беспилотных автомобилей

Это, прежде всего, качественные дороги, высокая плотность зарядных станций для электромобилей и более 80% территории страны покрыты сетью 4G.

Кроме того, нормативная база Нидерландов обеспечивает возможность для тестирования беспилотных автомобилей, а правительство инвестирует в создание на дорогах сети светофоров, которые могут коммуницировать непосредственно с автомобилем.

Кроме того, голландцы благосклонно относятся к новым технологиям (особенно когда их использование стимулируют налоговыми льготами). В 2016 году 6,7% проданных в этой стране новых автомобилей были электромобилями.

В сингапуре машины без водителей могут ездить по дорогам вместе с обычными

В Сингапуре принят закон, согласно которому тестовые беспилотные автомобили допускаются к движению на дорогах общего пользования. В городе-государстве обустроена специальная зона, в которой жители могут ознакомиться с технологиями, связанными с автопилотами.

Это дает результат — граждане Сингапура проявляют наибольшую готовность пользоваться такими машинами.

Инфраструктура не намного уступает голландской, но по количеству компаний, которые занимаются беспилотными проектами, азиатская страна уступает европейской и за счет этого занимает вторую строчку рейтинга.

США: 163 американские компании, которые занимаются разработками для машин без водителей, находятся в Америке

Концентрация технологических компаний, развитый рынок информационных технологий, легкость привлечения капитала и множество специалистов обеспечили Америке большое количество компаний, которые работают в этой сфере, и среди них Alphabet, Apple и Uber. Даже китайский гигант Tencent собрал команду разработчиков в Калифорнии, а Baidu сделал это еще в 2011 году. Традиционный американский автопром тоже пытается удержаться в тренде, инвестируя в беспилотные автомобили.

США отстают от лидеров рейтинга в сфере регулирования и инфраструктуры — обеспечить в огромной стране плотность электрозарядок, сравнимую с Сингапуром, пока не удалось.

Швеция впереди по количеству компаний и инвестиций в технологии автопилотов на душу населения

Швеция отстает от США по количеству компаний, которые разрабатывают эту технологию, если считать в абсолютных числах, но в расчете на количество жителей превосходит американцев.

Шведские компании Ericsson и Volvo инвестируют в технологии, связанные с автономными автомобилями, в том числе в совместное предприятие с Uber. Их СП планирует поставить первые машины в 2019 году.

Обсуждается стратегическое партнерство Volvo и Baidu.  

Британское правительство хочет вывести авто без водителей на дороги до 2021 года

Законы Великобритании являются одними из самых дружелюбных по отношению к искусственному интеллекту, управляющему автомобилями — беспилотные автомобили могут перемещаться по любым дорогам без получения специальных разрешений и оформления дополнительной страховки. Это сделало Британию тестовой площадкой для многих европейских компаний. Тем не менее, страна заняла лишь 5-е место в рейтинге. Соединенное Королевство подвела инфраструктура — малое количество зарядных станций и низкое проникновение сети 4G.

Украина никак не способствует беспилотным авто

В Украине законов, которые регулировали бы приобретение или движение беспилотных авто, нет. Государственных программ поддержки тоже нет. Поэтому Украину и не включили в список стран, на дорогах которых в скором времени появятся машины без водителей. Но украинские IT-компании занимаются разработками продуктов для таких авто.

Впрочем, у нас активно растет количество электрокаров (с водителями). Лишь за 2017 год оно увеличилось почти в 2 раза, а с введением с начала 2018 года дополнительных льгот на их ввоз рынок вырос на 89%.

Источник: https://businessviews.com.ua/ru/economy/id/bespilotnye-avto-1875/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector