Обман на сто: к чему нужно быть готовым

Как избежать обмана на СТО

В России частный бизнес и сфера обслуживания сделали из человека параноика, которому везде грезится обман. К сожалению, приходится констатировать, что опасения оказаться в роли «обманутого» чаше всего небеспочвенны, ведь дурят нашего брата везде и очень часто.

Автосервис в этом смысле один из самых показательных примеров того, как мы сами добровольно приносим в руки мошенников свои деньги. Некоторые опытные работники автосервисов говорят о том, что избежать обмана на СТО может только лишь пешеход или доморощенный «Кулибин», ремонтирующий своего «железного коня» самостоятельно.

Все остальные обречены стать жертвой тихого ограбления, произведенного без оружия и явных признаков криминала, как только они заедут на своей машине в бокс авторемонтной мастерской.

Обратите внимание

Руководители сервисов известных автомобильных брендов спешат уверить, что у них подобных ужасов не происходит, ведь они работают честно и обязаны дорожить собственной репутацией.

Но знающие люди говорят, что подобная порядочность исполнителей в данном случае сопровождается достаточно высокими тарифами.

То есть грабят на таких СТО человека без применения грязных приемов, просто с помощью завышенных цен.

Когда клиент приезжает на сервис, мастера сразу же определяют, в какой степени он разбирается в устройстве машины. Если человек далек от технических премудростей, то ему, скорее всего, придется заплатить намного больше, чем того требует поломка.

Особенно любят сотрудники мастерских, представительниц прекрасного пола за рулем, ведь даме можно раза в два завысить стоимость работы.

Особо ушлые механики при поломке заборщика в бачке омывателя могут рассказать, что пришлось снимать головку двигателя, в который через шланг попали обломки и повредили систему клапанов.

Если мастер опытным глазом определит, что заказчик не особо разбирается в сути неисправности автомобиля, то он постарается навязать ненужные в данном случае ремонтные работы. Особо стараются в этом случае сотрудники тех мастерских, где есть собственный склад запасных частей.

В этом случае, на СТО кровно заинтересованы поменять как можно больше деталей, ведь клиент оплатит не только стоимость снятия и установки, но и «проглотит» завышенную по сравнению с ценами обычного магазина автозапчастей, стоимость.

Важно

Поэтому рекомендуется еще до поездки на ремонт узнать телефон какого-нибудь магазина запчастей, куда можно будет позвонить для сравнения цен во время составления сметы будущих работ.

Лучше всего, если на сервисе пускают клиента в зону проведения работ, лично присутствовать при проведении ремонта. Конечно же, опытный автослесарь сможет, не моргнув глазом, обмануть человека далекого от технических нюансов.

К примеру, он может устранить поломку, открутив всего лишь одну какую-то составляющую агрегата или же снять весь этот громоздкий механизм и учинить разборку на стенде, что будет дольше и дороже.

Но в любом случае, мастер побоится при владельце забивать молотком резьбовые соединения или же вписать в стоимость проведения ремонта операции, которые вообще не проводились.

Если владелец не присутствовал при проведении работы возле своей машины, то, забирая ее, нужно потребовать отдать снятые детали, взамен которых были поставлены новые.

Во многих мастерских так и делают, в багажник укладывают то, что было демонтировано, поэтому клиент может быть уверен, что ремонтное действие действительно было проведено.

Если же исполнители начинают говорить, что снятая деталь была выброшена в мусорный ящик, который уже увез мусоровоз, то стоит идти к их руководству писать жалобу и требовать подтверждения факта установки новой детали вместо снятой.

Иногда отсутствие снятой детали объясняется желанием механика оставить ее себе, для установки какому-нибудь следующему человеку, кто не очень разбирается в тонкостях ремонта. А это свидетельствует о том, что снятая у вас запчасть находится еще в таком состоянии, что менять ее не следовало.

Совет

Зачастую на СТО обманывают клиента с помощью того, что вписывают в счет ненужные расходники или же завышают количество использованных нужных расходников. Против этого почти нет защиты, ведь невозможно доказать, сколько баллончиков жидкости для снятия ржавчины с резьбовых соединений использовал мастер.

Иногда, в мастерских сознательно не устраняют наметившуюся проблему, которая могла быть решена на этом этапе заменой банального резинового уплотнения, для того, чтобы через месяц клиент вернулся сюда же с более глобальной поломкой.

Встречается такой клиент, который приезжает и говорит, что ему нужна замена конкретного узла, потому, как он стучит. Исполнитель хоть и видит, что причина кроется в другом, не говорит об этом, а производит работу.

В итоге самоуверенный водитель возвращается через день, потому как стук не пропал, но мастерская не виновата, ведь клиент сам заказал именно эту работу. Поэтому, лучше до начала ремонта произвести здесь же на СТО диагностику, которая определит фронт будущих работ.

Для того, что бы уберечь себя от «развода», нужно еще на стадии приезда на СТО, сразу же оговаривать все нюансы. Лучше бы все это закреплять в виде договора, но не все мастерские отличаются любовью к составлению бумаг.

К примеру, до заезда на яму или подъемник нужно зафиксировать документально или путем привлечения свидетелей тот факт, что кузов не имеет видимых повреждений.

Затем, следует уточнить конечную стоимость ремонта, ведь иногда мастерские называют одну цифру, а потом говорят, что речь шла о ремонте конкретного узла, а вот добраться к нему, возможно только сняв другой узел, демонтаж которого оплачивается отдельно.

В этом смысле официальные автосервисы лучше, ведь у них, по крайней мере есть вышестоящее начальство, которое не любит получать рекламации клиентов. К тому же здесь продают оригинальные детали, что позволяет ремонтникам давать гарантию на каждую установленную запчасть.

В нелегальной мастерской, особенно если речь идет о ремонте у наших кавказских друзей, добиться правды в случае обнаружения нечестного исполнителя, практически невозможно.

Там могут и деталь поставить «очень б/у», и масло с двигателя слить не полностью, дабы незалитое новое масло затем продать вам же, на доливку.

Если выявлен обман со стороны ремонтника, то нужно отстаивать свои права, но просто так «гнуть пальцы» и «наезжать» на работников ключа и отвертки не стоит. Лучше еще до начала работ дать исполнителю небольшие чаевые и попросить сделать все максимально качественно.

Источник: https://avtovody.ru/advices/88-kak-izbezhat-obmana-na-sto.html

Как нас обманывают на СТО?

Все мы отлично понимаем, что автомобиль в своей совокупности – это целое неизведанное поле, состоящее из сложных технических узлов, совладать с которыми дано только действительно опытным специалистам.

Простой человек, открыв капот автомобиля, вряд ли сможет понять, все ли там так, как должно быть, или же мастер внес свои коррективы.

Многим известно, что на станциях технического обслуживания некоторые мастера работают не честно, обманывают своих клиентов, завышая стоимость своих работ, либо же проводя махинации с запчастями. С тем, какие способы обмана практикуются на СТО, мы вас познакомим в этой статье.

На что имеет право клиент?

Согласно официальным документам, владелец автомобиля имеет право присутствовать и следить за процессом ремонта, если не нарушает правил безопасности и не мешает проведению работ. По сути, это единственное, что может защитить нас, простых клиентов, от махинаций ремонтников. Но и тут не все так гладко, как может показаться.

Среди мастеров есть одно негласное правило, если человек настаивает на том, чтобы присутствовать и следить за процессом ремонта, значит, необходимо повысить стоимость работы, как минимум на 20%. И самое интересное, что зачастую именно так и происходит.

Если мы остаемся наблюдать за ремонтом – платим больше, если отлучаемся и договариваемся прийти к условленному времени – платим меньше, но тогда риск в другом – качество ремонта.

Обратите внимание

Замечали ли вы, что во время диагностики неисправностей автомобиля, мастера рассказывают вам о поломках особым языком, перечисляя перечень деталей, или способы устранения неисправностей заумными техническими словами.

Это как, если бы доктор рассказывал вам о диагнозе медицинскими терминами, философ – философскими жаргонами, так и СТОшники.

Таким образом, мастера нащупывают почву, проверяя, опытный ли автовладелец стоит перед ними, или обычный чайник, которому можно накрутить с три короба.

На каких ремонтных работах нас обманывают чаще всего?

Разумеется, что проще всего обмануть клиента в ремонте двигателя. Основная масса агрегатов спрятана внутри двигателя и, производил ли мастер ремонт, или нет – трудно понять.

Наверное, вам знакомы ситуации, когда автомобиль выехал с ремонта, но проблема через какое-то время снова проявилась – это очередное мошенничество от работников техобслуживания, деньги за работу взяли, а поломку не устранили.

Еще один пример, это когда человек обращается по причине неисправности топливной системы автомобиля. Мастер, проведя осмотр, заявляет, что необходимо менять бензонасос. Сам при этом, максимум что сделает – прочистит сеточку подачи топлива, но заявит, что поменял бензонасос.

Проверить правдивость слов мастера у вас не получится, так как бензонасос находится внутри бензобака и не доступен человеческому глазу. Что делать, придется платить, как за замену бензонасоса.

Еще один очень простой способ обмана – это прохождение ТО, замена фильтров и масел. Максимум, что вы можете проверить – это замену масла в двигателе, посмотрев на цвет масла в щупе. Менялись ли фильтра, менялось ли масло в коробке передач, или в заднем мосте – здесь вам придется только поверить на слово, если сам процесс ремонта вы не видели.

Для справки, замена масла в АКПП удовольствие далеко не из дешевых, но и на этом вас могут «кинуть». Что касается новых фильтров и масел, которые вы предоставили для замены, им применение находится очень быстро.

Знаете ли вы, что при СТО действуют небольшие магазинчики запчастей и автохимии? Так вот, ваши новенькие расходники отправляются не на службу автомобилю, а на полочки этих магазинов.

В принципе, обмануть можно на чем угодно. Достаточно просто заявить, что деталь нуждается в замене, даже если она полностью исправна, а потом взять денег за ту работу, которая не выполнялась.

И самое интересное, что обманывают хоть на невзрачненьких, крохотных СТО где-то на окраинах города, так и на больших автоцентрах с современным оборудованием, с огромной клиентской базой, где-то в центре Москвы. К слову, даже на станциях гарантийного обслуживания мастера обманывают своих клиентов.

Как не допустить обмана на СТО?

Для начала, советуем вам обращаться только к проверенным мастерам, к проверенным СТО, в которых вы уверены. Во-вторых, если вы заказывали запчасти на СТО, требуйте предоставить все чеки, так как на стоимости запчастей тоже могут «наворачивать», либо же заявленный объем покупки запчастей не будет соответствовать действительности.

Всегда после окончания ремонта требуйте, чтобы вам или показали, или вовсе отдали старые запасти, пусть, даже если вы их потом выкинете в ближайший мусорный контейнер. Таким образом, вы будете уверены, что старые запчасти были сняты, а новые поставлены на их место.

Наконец, даже если вы не остаетесь наблюдать за ремонтом, лучше несколько раз внезапно прийти и посмотреть, что делается с вашим автомобилем.

Источник: http://pro-tachku.ru/pro-avto/kak-nas-obmanyvayut-na-sto.html

Техцентр Вилгуд

Чем быстрее автосервис поймет, что если ничего не скрывать и не обманывать клиента, то выстроится очередь до Луны, тем ему лучше. Но соблазн «наварить» здесь и сейчас велик — мало кто сегодня разбирается в ценах и устройстве автомобиля.

Поэтому среди автосервисов Москвы и отдельно взятых мастеров встречаются откровенные «разводилы». Они готовы  пожертвовать репутацией и обмануть вас в мелочах или по-крупному. Разберем десять частых уловок столичных техцентров и СТО, с помощью которых наживаются на клиентах.

Завысить цену

Самое простое.

Часто клиент автосервиса слабо ориентируется в ценах. А выяснять их некогда — поломки случаются всегда не вовремя и устранить их хочется как можно быстрее.

Отсюда появляется спешка и звонок в первый попавшийся сервис (далеко не у всех есть свой проверенный мастер). Клиент просто не успевает оценить стоимость аналогичных предложений на рынке. Этим и пользуются.

В итоге простая замена гаек и болтов выливается в кругленькую сумму. Но работа уже выполнена и за нее придется заплатить.

Как бороться. Смотрите цены на агрегаторах сервисов. Это что-то типа доски объявлений. В одном месте за пять минут можно ознакомиться со стоимостью конкретной услуги во многих автосервисах региона. Там же найдете отзывы и рейтинги организаций, ориентируясь на которые сможете выбрать подходящий вариант.

Читайте также:  Ремонт кузова автомобиля. как продлить жизнь вашего авто.

Несуществующие проблемы

Предположим, что у вас застучало что-то в подвеске.

И вы слабо разбираетесь в ее устройстве. Приезжаете на сервис, мастер видит, что вышел из строя копеечный сайлентблок.

Вместо того, чтобы честно выполнить замену сайлентблока, сервисмен начинает громко охать и говорить, что заодно придется менять и сам рычаг — он сильно люфтит. Может даже подергать за него, чтобы продемонстрировать стук.

Конечно, рычаг будет люфтить и стучать, пока не заменили сайлентблок. Если сам рычаг не имеет деформаций, стук уйдет и без его замены.

Важно

Или вот — был реальный случай, когда далекий от механики парень приехал на сервис. У него в бачке омывателя отломался щуп для проверки уровня жидкости. Вместо того, чтобы достать его и заменить крышку, клиенту заменили бачок.

Рассказали, что хвостик не достать из старого бачка, а он может проскочить в двигатель и застрять в коробке. АКПП сломается, и ее придется менять. А это очень дорого… В итоге покупка нового бачка вместо копеечной крышки с щупом.

Как бороться. Во-первых, нужно хоть немного интересоваться своим автомобилем. Если что-то сломалось, погуглите 10 минут — это может сэкономить вам тысячи рублей.

Во-вторых, если вы полный «чайник» в этом деле, возите с собой знакомого, который разбирается в починке автомобилей.

Если такого приятеля нет, проведите частичную диагностику автомобиля на двух разных автосервисах, прежде чем принимать решение о ремонте.

Фиктивная замена исправных деталей

Очень часто, если при автосервисе есть собственный магазин запчастей, а клиент не присутствует при обслуживании автомобиля.

Смысл аферы — диагностика выявляет несуществующую поломку исправной запчасти, которая еще поработает пару-тройку лет. Но вам говорят, что ее нужно заменить. И по чеку, вроде бы, меняют. Но вы не получаете на руки старую деталь — «мы ее уже выкинули, потеряли, сразу утилизировали по закону, уронили в кратер вулкана…»

Конечно потеряли, потому, что она осталась внутри автомобиля на том же месте.

А новая деталь со склада списывается, как проданная, и уходит на повторную продажу «налево».

Вариация обмана. Деталь могут действительно заменить на новую, а старую показушно при вас выкинуть в мусорку со словами, что она больше никуда не годится. Вы уезжаете с сервиса, а вашу слегка пользованную деталь достанут из мусорки, сдуют пыль и продадут как недорогой аналог, или б/у запчасть.

Как бороться. Требуйте, чтобы вам возвращали старую запчасть.

Источник: https://wilgood.ru/blog/kak-ne-otdat-vse-dengi-na-sto/

Как нас “разводят” в автосервисах. Самые популярные способы

Давайте внесем некоторую ясность. Большинство механиков, да и вообще людей, работающих в автосервисах – честные и добропорядочные люди. И если менеджер вам говорит, что вам нужно заменить какую-то деталь, это еще не означает, что вас обязательно обманывают. Очень может быть, что работы действительно нужны, а неисправность действительно влияет на безопасность.

Однако с обманом или даже откровенным мошенничеством в автосервисе сталкивался едва ли не каждый автомобилист. Большинство россиян живут в крупных городах, где проходимость клиентов очень высокая.

Все это ведет к тому, что в некоторых автомастерских считают, что проще попытаться “развести” клиента, чем оказать ему действительно качественную услугу. И даже он уйдет к конкуренту – не страшно, придут трое новых. Поэтому бдительность не будет лишней.

Для вас мы составили список самых популярных “разводок” автосервисах.

Этот способ обмана стар как мир. И не нужно думать, что он встречается исключительно в “гаражных” мастерских – официальные дилеры грешат тем же ничуть не реже. Выглядит все очень просто: вам дают на подпись заказ-наряд, но в списке между делом оказываются работы, делать которые было не обязательно.

Допустим, вы приехали на плановое ТО, и в списке значится съем/установка задних барабанных тормозов (а у вас на машине тормоза – дисковые). Расчет при таком “разводе” исключительно на вашу невнимательность, как в анекдоте про официанта, у которого “ну не получилось”. Зато сервису такой прием может принести дополнительные деньги.

Причем, все по закону – вам предложили провести работу, а вы согласились. Значит, все честно?!

Защитить себя от такого развода очень просто: внимательно читайте документ перед тем, как его подписать. Возникли сомнения? Задавайте вопросы! А по-хорошему, еще до визита на сервис попробуйте узнать, что в вашем случае входит в список работ – например, по телефону. Базовые знания о конструкции автомобиля также не помешают.

Совет

Выглядит все обычно так: вы приезжаете в сервис, озвучиваете список работ, вам выставляют предварительный счет, в котором указан список и стоимость работ. Вы соглашаетесь, и даже не задумываетесь, что переплачиваете. Почему? Все очень просто.

В заказ-наряде указано количество нормочасов, которое не соответствует действительности. Скажем, вам поставили несколько часов на элементарную замену фильтров. Если же вы начнете возмущаться, менеджер может сказать, что они работают по “внутреннему регламенту”.

А в итоге стоимость работ составит на треть, а то и вдвое больше плановой.

Тем не менее, защитить себя от такого “развода” можно, хотя это и не просто. Прежде всего, перед началом работ уточняйте, сколько на ту или иную операцию требуется нормочасов по регламенту.

Если вы приехали к официальному дилеру, то задача упрощается, поскольку компании-производители на своих сайтах обычно указываются правила проведения регламентных работ – используйте их как ориентир. Сверяйтесь с тем, что указано на официальном сайте, и с тем, что дают вам на подпись.

В случае попыток махинаций не лишним будет не только поменять СТО, но и отправить производителю скан предложенной стоимости работ.

Такой способ обмана чаще всего можно встретить на неофициальных СТО, хотя и мастера официальных дилеров иногда попадаются на этом виде мошенничества. В чем суть: вы приезжаете на сервис, просите поменять ту или иную деталь, а вам вместо новой фирменной запчасти устанавливают либо “бэушную”, либо откровенный контрафакт.

По прайс-листу вы заплатите за новую деталь, которую автомастерская естественно оставляет себе и затем продает, а вам устанавливает либо подделку, которую иной раз очень тяжело отличить от оригинала, либо старую запчасть от другого автомобиля.

Таким нехитрым способом ушлый механик может заработать лишние несколько тысяч рублей, а если махинациями занимается не один человек, а весь автосервис, то доходы будут куда больше.

Обратите внимание

Чтобы защитить себя от такого способа обмана – постарайтесь контролировать работы в ходе их выполнения.

Как правило, клиентов не пускают в ремонтную зону, но следить за своей машиной через монитор, транслирующий картинку с камеры, или через специально стекло вы можете.

Во-вторых, перед началом работ обязательно попросите вернуть вам старые запчасти и упаковки от новых (правда, если работы выполняются по гарантии, вам их могут и не отдать).

В-третьих, если у вас постгарантийный автомобиль, лучше приезжать на сервис со своими запчастями – по крайней мере, вы будете точно знать, что вам поставят. И, конечно, старайтесь выбирать СТО с хорошей репутацией – причем совсем не обязательно это будет крупный официальный дилер. “Клубные” сервисы боятся потерять имя и постоянных клиентов куда больше.

Еще один старый способ, которым не брезгуют нечистые на руку механики. Вы приехали на автосервис с одной поломкой, но совершенно неожиданно оказалась, что есть еще и другая.

Например, оказалось, что у вас не горит лампочка или “вдруг” потек амортизатор. Хотя когда вы ехали на СТО все, вроде бы, было в порядке.

Но менеджер настаивает, что неисправность есть, и даже готов показать вам её в ремзоне!

Если все действительно так, не спешите соглашаться на предложенные работы. Возможно, лампочка в фаре у вас действительно не горит. Но это еще не значит, что случилось что-то серьезное – механик мог просто аккуратно отсоединить соответствующий провод. То же касается и “течей масла” – сымитировать масляные пятна самостоятельно не стоит никакого труда.

К сожалению, предотвратить попытку такого “развода” довольно тяжело. Однако никто не может обязать вас делать те или иные работы! Просто заберите машину, и попытайтесь разобраться в причине “поломки” самостоятельно или отвезите её на другой сервис и проверьте все еще раз! Возможно, вы потратите больше времени, зато не переплатите.

А заодно узнаете, насколько честные люди работают на подозрительной СТО.

Скажем откровенно – столь грубый способ “развода” встречается не слишком часто.

В конце концов, лихие 90-е уже прошли, но иногда, в силу обстоятельств, вы можете попасть в сомнительную мастерскую, где вашей машине нанесут “увечья” и тут же предложат их “устранить”.

Совсем не обязательно, это будет что-то серьезное. Например, вам могут проколоть шину или сделать надрез на каком-нибудь шланге, показав, “как серьезно он поврежден”.

Важно

Чтобы не попасть в такую ситуацию, во-первых, держитесь подальше от сомнительных мастерских и “гаражей Дяди Васи”, если только последний – не ваш друг детства, которому вы доверяете, как родному. Во-вторых, четко следите за тем, что происходит с вашим автомобилем.

По этой же причине на сервис лучше приезжать на чистой машине и не ставить подпись, что “автомобиль сдан в грязном виде”. Лучше подождать несколько минут, пока машину помоют, зато обезопасить себя от царапин, которые могут “случайно” появиться на кузове.

И еще: если вы столкнулись с попыткой развода при помощи такого “сервисного вандализма”, не поленитесь написать заявление в полицию. Это вам позволит не только защитить свои права, но и обезопасить других автомобилистов.

Наконец, пожалуй, самый вопиющий случай “развода” – это когда представители сервиса отказываются отдавать вам автомобиль, пока вы не оплатите все работы, включая те, которые вы не заказывали.

Выглядит все при этом очень неприятно: менеджер утверждет, что вы сами просили сделать ту или иную операцию, а теперь отказываетесь от оплаты услуг.

А то, что список увеличился на несколько позиций, связано с тем, что без них “ну вообще никак нельзя”, хотя с вами ни проведенные работы, ни стоимость устанавливаемых запчастей никто не согласовывал.

Вы с таким видением ситуации не согласны и собираетесь писать претензию и обращаться в Роспотребнадзор. А менеджер вроде даже не против, но говорит, что сначала все равно придется все оплатить, и только потом вам вернут машину.

На самом деле, удерживать вашу законную собственность (в том числе машину) никто не имеет права. Это – статья 330 УК РФ “Самоуправство”. Поэтому если вам не отдают машину из-за неоплаченных услуг, которые вы не заказывали, смело вызывайте полицию.

Закон в данном случае однозначно на вашей стороне.

Вас обманули на сервисе? Расскажите свою историю в комментариях.

Источник: https://autorambler.ru/advice/kak-nas-razvodyat-v-avtoservisakh-samye-populyarnye-sposoby.htm

Как обманывают в автосервисах

Способы обмана, практикуемые сотрудниками станций технического обслуживания, систематизировать достаточно просто.

Есть три основных типа такого рода жульничества: «развести» клиента на ненужный ремонт, заставить его заплатить за несделанное, или дважды продать одну запчасть.

Причем, что характерно, ждать удивительных фокусов можно от любого автосервиса: и от гаражного, и от дилерского. От последнего, конечно, в меньшей степени, поскольку официалы ходят не только под буквой закона, но и под оком автопроизводителя.

Хотя принципиальных типов обмана меньше чем пальцев на одной руке, в жизнь они воплощаются с большой изобретательностью и разнообразием. Поэтому проще описать типичные случаи «разводов» и жульничества со стороны мастеров.

Это бизнес – ничего лишнего…
Для начала нельзя не сказать о достаточно безобидном способе развода клиента. Когда в заказ-наряд вписывают лишние расходные материалы.

Совет

Автор этих строк, например, лично столкнулся с подобным, когда в заказ-наряде на небольшой кузовной ремонт по КАСКО в СТО официального дилера, помимо прочего, числилось 200(!) «баночек для смешивания красок»! В «высокие взаимоотношения» страховой компании и СТО лезть тогда не захотелось, но «намотать на ус» такую хитрость пришлось.

Ведь в случае серьезного ремонта машины клиент может и не заметить подобную «мелочь». Вывод: всегда и дотошно контролируй, что мастера пишут в заказ-нарядах.

Лучшее – враг хорошего
Следующий способ, о котором стоит рассказать, заключается в замене вполне работоспособных запчастей на новые. Особенно любят такое дело в крупных СТО, имеющих свой склад запчастей. Метод хорош тем, что доказать жульничество кране сложно.

Читайте также:  Какие шины выбрать для зимы?

Да и никто особо не пытается: работники автосервиса стараются «разводить» таким образом либо людей, не разбирающихся в машинах, либо легко внушаемых граждан. Стоит заметить, что данный метод очень любят практиковать работники СТО официальных дилерских центров. Меняют по гарантии якобы вышедший из строя узел на машине клиента на новенький.

Снятый (вполне работоспособный) либо продают потом втихаря другому клиенту, у которого на уже сошедшей с гарантии машине аналогичная деталь вышла из строя по-настоящему.

Чтобы не «спонсировать» автомеханика своими запчастями достаточно слушаться не его советов, а собственный здравый смысл. Если деталь, которую «приговаривает» механик внешне выглядит нормально, срок ее регламентной замены не виден даже на горизонте, она не издает лишних звуков и вообще, ведет себя нормально при движении – можно смело отправлять сказочника из СТО в … ремзону, в общем.

Диагностика без диагностики
С вышеуказанным методом граничит другой, под названием «диагностика-пустышка». Он применяется, как правило, когда автовладелец приезжает на СТО с хрестоматийным «что-то стучит» (гудит, скрипит и т.д). Главное, чтобы он сразу оплатил диагностику и спокойно ушел в клиентскую или еще куда.

Никто машину на самом деле не диагностирует, а клиенту потом говорят, что с ней все нормально. Или объявляют, что нужно «менять половину подвески» (перебирать двигатель, перебирать КП, менять рулевую рейку и т. п.) – как в вышеописанном случае.

Избежать такого можно просто: не оплачивать за диагностику заранее и присутствовать при ее проведении лично.

Меняем сломанное на… сломанное
Причем, дорогостоящий ремонт может обернуться превращением более или менее исправной машины в по-настоящему сломанную. Например, в случае «менять подвеску» вполне работоспособные детали могут быть заменены на практически «убитые», но отмытые, покрашенные заново и с новыми «резинками».

И пойди потом доказывай. Особенно любят промышлять подобным автосервисы, расположенные на трассе, когда клиенту зачастую главное – доехать до цели. Избежать такого рода «развода» не получится, даже если вы потребуете отдать снятые с вашей машины «старые» запчасти.

Обратите внимание

Настоящие деньги за металлолом под видом «новых» деталей и их инсталляцию с вас уже и так взяли. Если не избежать, то, хотя бы, снизить вероятность попадания в такую историю можно только одним способом: следить за состоянием своей машины, проводить все регламентные работы и замены деталей в рекомендованный производителем срок.

В общем, не рассчитывать на авось, не откладывать ремонт до момента «пока не сломается».

Дьявол кроется в деталях
То есть в сомнительных СТО лучше постараться присутствовать в ремзоне при всех манипуляциях с вашей машиной. Хотя и это – не панацея.

Нормальный автомеханик быстро поймет, кто перед ним: человек понимающий в машинах, строящий из себя профессионала профан, или интернет-теоретик, чьи познания имеют мало общего с практикой.
Есть, например, на некоторых моделях немецких авто некая операция по ремонту КП.

Можно подлезть и выполнить ее снаружи, даже без демонтажа агрегата. А можно сделать все по правилам – разобрав половину машины и сняв «коробку». Соответственно и цена работ будет отличаться разительно. И человек, не знающий такой тонкости, обречен оплатить эту разницу.

С такого рода расходами бороться можно лишь одним способом: повышая собственный уровень знаний о своей машине. В интернете сейчас можно найти массу полезной информации практически о любой более или менее массовой модели любой марки авто. Было бы желание.

Договор дороже денег
Вообще, цену и объем работ с машиной нужно обязательно согласовывать перед сдачей авто в ремонт, а не махать кулаками, рассматривая счет после его окончания. И требовать предварительного согласования при возникновении необходимости любых дополнительных работ.

Например, поначалу мастер скажет, что замена свечей обойдется, скажем, в 1000 рублей. А по окончании ремонта вдруг выясняется, что для этого требуется снимать впускной коллектор двигателя. И эта операция стоит 3000 рублей. В такой ситуации не стоит сразу трясти мошной.

Потребуйте вернуть все назад, как было до ремонта и, скорее всего, лишних денег с вас не возьмут.

Ключ – на старт!
Для владельцев дорогих или «спросовых» с точки зрения угонщиков моделей, не лишним будет помнить, что даже не особо грамотный в электронике автомеханик в состоянии «пришить» к сигнализации автомобиля дополнительный брелок или транспондер.

В последствии с помощью этого «лишнего» ключика злоумышленники легко и непринужденно угоняют транспортное средство. С массовым внедрением автопроизводителями систем доступа к машине типа «keyless», опасность подобного развития событий, как говорится, «шагает в массы».

Важно

Некой гарантией безопасности от такого рода неприятностей может стать обслуживание машины либо у «официала», либо в крупном и цивилизованном неофициальном СТО. Такие организации, как правило, дорожат своей репутацией и связываться с уголовщиной им не с руки.

С другой стороны там обычно четко фиксируется кто из автомехаников, когда и зачем имел доступ к машине. В случае чего это позволит вычислить злоумышленника. И потому последний, скорее всего, не станет так рисковать.

В заключение скажем, что старинная поговорка автомехаников гласит: «Сделал машину хорошо — потерял клиента». Ведь на совесть обслуженное авто требует только замены расходников, да регламентной замены запчастей. А любому автосервису выгодно, чтобы клиент приезжал на ремонт гораздо чаще.

И для этого все способы хороши. Поэтому единственная возможность избежать неприятностей – пользоваться услугами одной и той же СТО. Той, где квалификация мастеров и цены вас устраивает.

Персонал такого сервиса будет знать вас как постоянного, но знающего что почем клиента, с которым не стоит и пытаться проворачивать всякие «фокусы».

Источник: https://www.avtovzglyad.ru/article/2014/07/15/614255-kak-obmanyivayut-v-avtoservisah.html

Как нас обманывают на СТО?

Чтобы выяснить это, корреспондентам Руль.by пришлось долго и тщательно втираться в доверие к некоторым столичным автомеханикам.

Любой начинающий автомобилист понимает, что автомобиль — это множество запчастей, узлов, агрегатов и механизмов. Из всех них большинству автолюбителей знакомы примерно следующие: колесо, руль, тормоза, бензобак, фары, мотор и глушитель.

Если помимо перечисленных терминов вы больше ничего не знаете о своей машине, то вы знакомы с ее устройством не более чем на 3 %.

Когда такой автомобилист приезжает в сервис, механику не составляет труда определить, что перед ним «чайник», которого можно брать, что называется, голыми руками.

Руль.by выяснил, какими методами нас обманывают на СТО, на каких видах работ больше всего «нагревают» механики и как защититься от обмана.

Хочешь смотреть – плати больше

– Есть одно негласное правило, – рассказал корреспонденту Руль.by в приватной беседе Андрей, хозяин одного из столичных СТО. – Если заказчик настаивает на своем присутствии во время ремонта – мастера «накручивают» половину стоимости ремонта. Это неофициальное правило действует на многих минских станциях. Хочешь смотреть – плати больше: механики не любят, когда у них кто-то стоит за спиной.

Согласно нормативным документам, клиент имеет право присутствовать при работе, но только если он не нарушает правила нахождения в ремонтном помещении и технику безопасности.  Все станции – начиная от самых мелких до крупных сервис-центров – должны работать согласно этим документам. Но на практике слесари под любым предлогом сделают так, чтобы вы находились подальше.

Например, на некоторых станциях клиентская зона отгорожена от ремонтной пластиковой стенкой с большими окнами: хочешь – смотри, но близко не подходи. Тем не менее, авторемонтники уверены, что при большом желании грамотный специалист хоть за стеклом, хоть под микроскопом сделает все что угодно – и никто ничего не заметит.

Ах, обмануть меня несложно…

Совет

На каких же работах чаще всего нас обманывают? Люди, вращающиеся в этом бизнесе, считают, что проще все обмануть клиента при ремонте двигателя и при плановом обслуживании автомобиля: от замены масла до замены ремней ГРМ.

Клиенту могут вернуть машину и сказать: «Мы все поменяли – ремни генератора, ГРМ. Все новое, все оригинальное». Но дело в том, что в любой машине все приводные ремни спрятаны достаточно далеко, и обычный автовладелец не определит – меняли ли их вообще. Например, известного белорусского театрального режиссера Николая Пинигина на СТО обманули именно так: замена ремня ГРМ оказалась «липовой».

– Скажем, топливный насос стоит в бензобаке, и ты не увидишь, новый он или нет, – говорит Андрей. – В 99% случаев тебе прочистят сеточку заборника топлива, а скажут, что поменяли бензонасос.

Лжезамена масла

– Как меняют масло на дилерских станциях? Я тебе расскажу, – признался нам Ваня, механик СТО.

– Выезжает человек на гарантийной машине из центра по замене масла, достает щуп – а масло такое же грязное, как и до замены. Хотя для того, чтобы свежее масло потускнело, нужно проехать 2-3 тысячи километров.

Так вот – масло в этом случае не поменяли. В лучшем случае – поставили новый фильтр и долили немного свежего масла.

Ремонт коробок-автоматов

– Есть в Минске одна станция по ремонту автоматических трансмиссий, – делится Андрей. Не буду говорить, где она находится – все в городе знают, что на ней работают самые масштабные «разводчики». Но от клиентов нет отбоя – в газетах идет массированная реклама, к тому же эта СТО заявляет о том, что она занимается всем спектром «автоматов».

Способ «развода» очень прост: к примеру, у тебя не работает датчик выходного вала – а тебе «впаривают» капитальный ремонт коробки. Доходит до смешного. Во время замены масла в коробке можно кинуть в поддон жменю стальных опилок.

Зовут клиента: «Посмотри, у тебя коробка рассыпалась – аж опилки в поддоне!». Человек, естественно хватается за голову, и ему предлагают либо ремонт без гарантии за $1000, либо с гарантией, но за $2500. Клиент соглашается.

А дальше машина отгоняется в стойло, стоит там две недели, и потом возвращается клиенту. Затрат – ноль, запчастей – ноль, доход – 2500$.

Мошенничество на подвеске

Обмануть клиента при работах с подвеской сложнее, но тоже можно. Например, скрыть подмену рычагов, амортизаторов, наконечников, рулевых тяг вряд ли удастся, ведь клиенту достаточно заглянуть под днище машины и посмотреть, что там стоит.

Но вот если тебе говорят, что был установлен амортизатор KAYABA, а на них написана другая марка – это повод начать вести разбирательство. У рычагов тоже обычно есть фирменная маркировка – всегда можно увидеть производителя. Но в 30 процентах случаев обмануть все-таки можно, считают слесари.

– Тяжелый случай – сайлент-блоки. Если их уже впрессовали – ты не отличишь, китайские они, или нет. Это касается и других деталей, где не видна маркировка: резинки, пыльники, пружины.

Отказ от гарантии

Считается, что это главный способ избежать ответственности за некачественный ремонт.

На что ссылаются мастера, отказываясь от гарантии? Во-первых, на пункт договора, где написано, что ремни, ролики, подшипники, колодки, диски и суппорта – все это является расходными материалами и не подлежит гарантийной замене.

Обратите внимание

Кроме того, термин «неправильная эксплуатация транспортного средства» еще никто не отменял. Многие работники СТО в приватной беседе высказывали мнение, что в 99 % случаев вся гарантия – исключительно словесная.

По идее, обезопасить себя хотя бы от некачественных запчастей можно, если придти на СТО со своими, проверенными запчастями. Но и здесь клиента ожидает подвох: в большинстве случаев СТО откажется от своей гарантии не только на запчасти, но и на всю работу по их установке. По закону, отказать в гарантии могут только на запчасти. А если по вине неправильной установки произойдет ДТП?

– Был недавно случай: человек на шиномонтаже поменял колесо, отъехал полтора километра, колесо отвалилось, улетело на «встречку», ударило машину, и из-за этого образовался целый «паровозик» – пострадало много машин.

Приехавшие гаишники сказали, что водитель является виновником ДТП. Он вернулся на СТО разбираться, а ему: «Покажите чек!». Вот ты хоть раз брал чек на шиномонтаже? И другие не берут. А нет чека – нет доказательства.

Обманывают даже на солидных СТО

Абсолютно точно, что обмануть могут даже на самых солидных СТО. Журналистам Руль.by прекрасно известны такие примеры.

Николай оставил машину на «развал-схождение» в одном из официальных сервис-центров Volkswagen. Мастер выгонял машину и забыл закрыть дверь. Она зацепилась за стойку подъемника и выломалась из петель.

Менеджер сразу позвонил клиенту  – мол, сломался стенд, мы сделаем только завтра. А мастер пошел в малярный цех и договорился, что на машину поставят другую дверь, только зашпаклюют и перекрасят.

Читайте также:  Страхование машины: удобно и доступно с сб мир

В итоге ничего не подозревающий клиент ездит практически на новой машине со старой зашпаклеванной перекрашенной дверью и ничего не подозревает.

Сергей заехал на достаточно известный фирменный центр в Минске, где его «Мазде» поменяли задние суппорта, ремень и ролики ГРМ – в общем, все «расходники». После этого он проехал 5.000 километров, и по дороге в Москву у него порвался ремень генератора – тот самый, который был недавно заменен.

Важно

Сергей вызвал эвакуатор, притянул машину в Минск, приехал в сервис-центр и предъявляет претензию по гарантии. Показал наряд-заказ и перечень запчастей, которые ему меняли. Но ему сказали, что ремень генератора является расходным материалом и гарантия на него не распространяется. «Расходы по эвакуации автомобиля – проблемы клиента», – заявил менеджер и показал договор, в котором это указано.

Несмотря на то, что оригинальный ремень не может «пробежать» всего 5.000 километров и факт обмана был на лицо, Сергею пришлось заново оплачивать работы по замене ремня. Он потратил 400$ на эвакуатор и оплатил в полном объеме все запчасти и работу.
 

Пока суд да дело…

Если на руках есть все необходимые документы, можно ли обратиться в суд или другую организацию, которая сможет защитить права клиента? Не можно – нужно.

Впрочем, ни одному из специалистов, с которыми мы беседовали, не известно ни одного случая, когда клиенту удалось не то что выиграть дело – просто довести его до конца.

«Дело в том, что любое обращение в суд начинается с дорогостоящих экспертиз, которые выполняются за счет пострадавшей стороны, – объясняют юристы.

– И только если суд решит, что виновником произошедшего является СТО, вам вернут ваши расходы в судебном порядке. Обычно люди бросают это дело: нервы и время – дороже».

СОВЕТЫ РУЛЬ.BY

• Ездите только на проверенные СТО.

• Всегда требуйте подтверждающие документы, даже если вы заехали поменять резину на шиномонтаж – чеки, акты, наряд-заказы с приложением и спецификации на купленные запчасти. В случае возникновения проблемы без первичных документов обратиться в какую-либо инстанцию, например, в общество защиты прав потребителей, невозможно – нет доказательств того, что клиент вообще был в этом СТО.

• Не стесняйтесь внезапно появиться на СТО. Пункт автомобильного сервиса — это не секретная военная база. Не исключено, что при таком внезапном появлении вас будут ждать неприятные сюрпризы.

В частности, если вы приехали на станцию технического обслуживания, чтобы поменять моторное масло, фильтры (масляный, топливный и воздушный) и тормозные колодки, а при внезапном появлении увидели, что на вашей машине снято сцепление — значит, вам хотели его несанкционированно заменить. В таком случае есть повод для предметного разговора с выполняющим ремонт механиком.

• Не показывайте механику свою некомпетентность в вопросах ремонта. Не стоит задавать механику вопросов вроде «Ну что, совсем плохо?» или «Можно это хоть как-то исправить?»: если вы не имеете понятия о своей поломке — промолчите, и мастер сам скажет, в чем дело, иначе вы подтвердите свою некомпетентность, что увеличит сумму, которую вам придется заплатить.

• Если вы пытались самостоятельно отремонтировать автомобиль перед посещением станции технического обслуживания, также не говорите этого механику.

Фразы вроде «Я там немного кое-что подкрутил» способны проделать в вашем бюджете ощутимую брешь — представитель автосервиса схватится за голову и произнесет: «Что же вы наделали? Поломка после вашего неквалифицированного вмешательства из незначительной превратилась в очень серьезную, и теперь цена ремонта будет значительно выше».

• Забирайте свой автомобиль из ремонта сами. Иногда оставленную в автосервисе машину забирает не клиент, а, например, его жена или друг. Рекомендуется забирать машину самостоятельно, чтобы убедиться, что все работы выполнены качественно и в полном объеме.

Если вы не можете забрать ее сами, не говорите об этом механику заранее — лучше позвонить за 10-15 минут до оговоренного времени и сообщить, что за машиной приедет другой человек. Если же вы сразу скажете, что машину заберет жена, то для механика это выгодно, так как женщина вряд ли сможет оценить качество ремонта.

В данном случае механик может заменить несколько исправных запчастей на старые — ваша жена явно не будет лазить под машиной или под капотом и проверять состояние амортизаторов, стартера или тормозных колодок.

Вы тоже вряд ли будете этим заниматься, но, как показывает практика, женщин в автосервисе обманывают более бесцеремонно, чем мужчин.

• Наконец, не забывайте фразу, услышанную нами от одного из механиков: «На СТО обманывают абсолютно всеми способами, на которые у тебя хватит фантазии!».

Источник: https://www.rul.by/magazine/254.html

Обман на СТО.Как его избежать?

В сегодняшней наше статье, мы команда AutoSvit, попытаемся Вам рассказать, как правильно вести себя на СТО и что говорить механикам автосервиса о своем автомобиле.

 Ведь всем извествно, что обман есть везде и автосервисы он тоже не обошел стороной. Как же предотвратить обман на СТО?

Первое, что захочет определить сотрудник сервисного центра это какой клиент к нему приехал, “чайник” или опытный автовладелец.

 
Итак, в автосервисе ни в коем случае не надо предлагать полной замены какой либо неисправной части, которую, как вам кажется, сложно будет отремонтировать.

Совет

Совсем не надо лишний раз механику это напоминать, ведь вроде бы он и смог ее отремонтировать, но вы предложили ее заменить, естественно, специалисту легче и лучше ее полностью заменить на новую.

И тогда Вы заплатите за ремонт в несколько раз больше, что далеко не всегда это оправдано.

Еще бывает и такое. Иногда машину, оставленную в СТО забирает не владелец лично, а, например, друг, брат, сват или даже жена:). Желательно, конечно забирать автомобиль самостоятельно, чтобы еще раз убедиться в качестве выполненых работ и их полноту объема.

Но, бывает и такое, что вы просто не можете машину забрать лично, тогда не афишируйте об этом специалисту сервисного центра заранее, а лучше будет позвонить за нескольно десятков минут до оговоренного ранее времени и уведомить специалистов СТО.

Ведь механику выгодно это, жена врядли полезет под машину и будет высматривать, что он там заменил и как. Правда вы тоже не всегда это проверяете, но как показывает практика, женщину в автосервисе гораздо проще обмануть, чем мужчину.

Еше один вариант.

Многие автовладельцы, приезжая в автосервис, сразу горовят специалистам:”Я, мол, в этом совсем ничего не тямлю, поэтому полностью полагаюсь на вас”! И тут автослесарь понимает, что ему крупно повезло, по окончанию ремонта есть возможность предоставить огромный счет за, как бы выполненные работы или не совсем такие. Даже были случаи установки вместо нормальных, качественных деталей негодных.

И тогда на следующий день вам снова приходится ехать в ближайший автосервис, что отдать очередную крупную сумму з так называемый ремонт.

Команда AutoSvit, желает Вам никогда не попадаться на такие уловки со стороны СТО. Также читате наши остальные публицации полезных советов.

Источник: http://autosvit.net/index.php/stati/66-obman-na-sto-kak-ego-izbezhat

Что делать и куда обращаться, если вас обманули в магазине?

Нередко вполне обыденное событие может повлечь за собой неожиданные и неприятные последствия, к которым надо быть готовым. Так, рядовой поход в магазин рискует превратиться в настоящее противостояние между сотрудниками торговой точки и покупателем.

Основных причин к такому развитию событий несколько. В основе каждой из них лежит попытка продавцов и кассиров обогатиться за счет клиентов. Преднамеренно это сделано или нет – будут разбираться соответствующие органы.

Куда обращаться, если обманули в магазине, будет зависеть от состава преступления.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Где ждать подвоха

За много столетий существования торговли способы мошенничества во время покупки товаров мало изменились. Нечистые на руку сотрудники магазинов используют рассеянность и невнимательность клиентов для достижения своих корыстных целей.

Опасность может подстерегать во время всего процесса покупки:

Обман в торговом зале

Бывают случаи, когда на прилавке выкладывают товар с истекшим сроком годности. Чтобы замаскировать дату, на упаковку поверх старой этикетки наклеивают новую. Особенно это касается продуктов, подлежащих развесу прямо на месте торговли или хранению в холодильнике.

Нередко в магазинах самообслуживания стоимость товара на ценнике не соответствует его стоимости на кассе.

Мошенничество на кассе

Здесь существует несколько приемов, с помощью которых сотрудник магазина присваивает себе чужие деньги:

  • прямой обсчет, когда кассир дает меньше сдачи, чем положено;
  • пробивание по кассе большей цены, чем действительная стоимость продукта;
  • требование денег за тот товар, который покупатель не брал.

Задержание охраной на выходе из магазина

Такой обман можно совершить только по сговору нескольких сотрудников торговой точки. Товар преднамеренно не проводится через кассу или подкладывается к другим покупкам после прохождения процедуры оплаты. Последствие – срабатывание электронной рамки на выходе, и требование оплаты ненужного товара или денежной компенсации, под угрозой вызова представителей правоохранительных органов.

Важно! Становится очевидным, что обман может произойти в любой момент процесса покупки: от выбора товара в зале, до обсчета на кассе. Приемов, чтобы завладеть деньгами покупателей, не так много, но все они по-прежнему работают.

Обманули в магазине, что делать?

Основным нормативным документом, стоящим на страже интересов покупателей, является закон «О защите прав потребителей». В нем четко оговорены взаимоотношения между продавцом и клиентом.

Его применяют в случае возникновения разногласий сторон.

Например, если на ценнике обозначена одна стоимость товара, а на кассе пробивают другую, то согласно этому закону прав будет покупатель, так как торговец должен предоставить достоверную информацию о продукте во время его выбора, а не оплаты.

Если же налицо явное мошенничество, то ответственность за такое преступление предусматривается статьей 14.7 КоАП РФ. Виновные несут ответственность в виде штрафа, размер которого отличается в зависимости от статуса фигуранта (гражданин, должностное лицо или организация). Нормы уголовного права на такие правонарушения не распространяются.

Обратите внимание

Порядок действий потерпевшего в случае мошенничества в магазине определяется составом преступления. Пытались продать просроченный товар? Необходимо написать заявление с описанием ситуации в Роспотребнадзор, офис которого часто находится при Администрации города. Документ надо составить в двух экземплярах, и тот, который с отметкой о приеме, оставить себе.

Когда вопрос касается обсчета, обвеса и других манипуляций, впоследствии которых человек может лишиться денежных средств, то делом займется Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Его сотрудники располагаются в местном ОВД. Здесь тоже необходимо подать заявление, где необходимо указать точные реквизиты торговой точки. Их можно найти на информационном стенде магазина.

Важно! Ни одно, даже мелкое преступление не должно остаться безнаказанным. Только благодаря своевременному обращению граждан в соответствующие органы, мошенники понесут заслуженное наказание, согласно нормам Закона «О защите прав потребителей» и КоАП РФ.

Памятка: как не стать жертвой мошенников

Любой сотрудник полиции подтвердит, что жертвы преступлений зачастую сами создают благоприятную ситуацию для осуществления преступления. Чтобы не стать жертвой мошенничества в магазине, надо следовать нескольким простым правилам:

  • внимательно изучить этикетку товара, если она исправлена или переклеена, то такой продукт лучше не брать;
  • перевешивать на контрольных весах товар, упакованный в магазине;
  • обратить внимание на ценник, если есть сомнения в его соответствии представленному товару, заранее уточнить стоимость продукта на кассе;
  • считать сдачу не отходя от кассы;
  • сразу же проверять кассовый чек;
  • не поддаваться на провокации сотрудников магазина.

Важно! Чтобы не потерять денежные средства и не испортить себе нервы, при посещении магазина всегда надо быть бдительным и следовать вышеприведенным правилам.

Не всегда потерпевший сам может отстоять свои права и доказать факт мошенничества. Тогда он может попросить помощи у квалифицированного юриста.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://opravdaem.ru/fraudulent/obman-v-magazine/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector