Как проверить датчик коленвала

Симптомы неисправности датчика коленвала

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания – элемент КШМ, который служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное.

На инжекторных автомобилях с ЭСУД используется так называемый датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, датчик синхронизации, датчик коленвала, датчик ВМТ, иногда в быту называется датчик фаз), который необходим для точной синхронизации работы системы зажигания и системы питания.

Как известно, система электронного управления двигателем имеет большое количество различных элементов. Если возникает неисправность какого-либо звена, ЭБУ переводит мотор в аварийный режим, двигатель может троить, плохо заводиться, на приборной панели загорается «чек» и т.д.

Обратите внимание

При этом агрегат все равно будет работать, пусть и неустойчиво, если в него подается воздух, топливо и есть искра на свечах зажигания. Особенностью ДПКВ можно считать то, что неисправности или сбои в его работе обычно приводят к остановке двигателя.

Далее мы рассмотрим, какие признаки неисправности датчика коленвала свидетельствуют о проблемах с указанным элементом.

Функции датчика коленчатого вала

Как уже было сказано, одним из явных признаков неполадок ДПКВ является полная остановка двигателя. Так получается в результате того, что сбои в его работе не позволяют системе питания своевременно подавать горючее, а система зажигания не способна в заданный момент поджечь топливно-воздушную смесь. Теперь рассмотрим, почему так происходит.

Датчик коленвала посылает сигналы в ЭБУ, сигнализируя о положении коленчатого вала в определенный момент, а также сообщает о направлении вращения вала и указывает частоту вращения. Отметим, что на разных автомобилях как само устройство, так и некоторые функции ДПКВ могут отличаться. Это зависит от типа установленного элемента. Устройства могут быть:

Электронный блок управления получает сигналы от указанного устройства, благодаря чему контроллер «знает» положение коленчатого вала по отношению к ВМТ в первом и четвертом цилиндре, а также фиксирует частоту и направление вращения вала.  На основе этих данных блок формирует сигналы для управления моментом зажигания, создает управляющие импульсы для инжекторных форсунок, управляет работой топливного насоса и т.д.

Датчик положения коленвала: признаки неисправности и проверка ДПКВ

В том случае, если причиной неполадок является датчик коленвала, признаки неисправности могут быть следующими:

  • холодный или прогретый двигатель не заводится;
  • во время работы под нагрузкой возникает детонация;
  • плавают обороты холостого хода;
  • снижается мощность двигателя, пропадает динамика;
  • скачут обороты во время движения, произвольно меняются обороты и т.д.

Необходимо учитывать, что указанные симптомы могут появляться и в результате других неисправностей. По этой причине перед началом манипуляций с ДПКВ следует исключить другие возможные неполадки.

Еще следует добавить, что сбои в работе датчика коленвала могут возникать не постоянно. Другими словами, неустойчивая работа ДВС или проблемы с запуском могут проявляться не всегда, хотя «чек» загорается.

В этакой ситуации рекомендуется произвести компьютерную диагностику двигателя автомобиля для более точного определения причины.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что показывает компьютерная диагностика двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как проводится указанная диагностика, что дает проверка и сканирование ошибок, а также как самому выполнить компьютерную диагностику автомобиля.

Также можно проверить датчик положения коленвала самостоятельно.

Для такой проверки существует несколько доступных способов, которые позволяют с относительной точностью определить работоспособность элемента. Устройство заключено в пластиковый корпус, который обычно крепится на кронштейне в месте расположения шкива привода генератора.  Также к элементу может быть подключен провод, который имеет большую длину.

Использование такого провода обусловлено тем, что место установки ДПКВ является достаточно удаленным.

Отметим, что сам по себе датчик коленчатого вала выходит из строя редко. Чаще причиной является механическое повреждение во время осуществления работ в подкапотном пространстве, а также попадание посторонних предметов в пространство между датчиком и зубчатым шкивом.

Если визуальный осмотр ничего не выявил, тогда датчик синхронизации понадобится снять, после чего можно переходить к проверке. Элемент следует осмотреть повторно, что помогает определить повреждения корпуса, сердечника, контактной колодки.

Важно

Следует добавить, что достаточно часто после простой очистки контактов и сердечников от грязи ДПКВ начинает нормально работать.

В том случае, когда видимых дефектов не было замечено, следует перейти к диагностике датчика при помощи мультиметра. Устройство переводят в режим омметра для замера сопротивления на обмотке ДПКВ.

В норме показания должны составлять 550-750 Ом.

Также существует способ, при помощи которого фиксируется индуктивность датчика синхронизации, но такая диагностика сложнее для реализации в гаражных условиях и требует дополнительного оборудования (вольтметр, сетевой трансформатор).

Следует отметить, что одним из быстрых способов проверки является установка заведомо исправного или нового датчика синхронизации. Если двигатель заводится и нормально работает после замены, тогда причина очевидна.

Еще нужно учитывать, что во время установки датчика коленчатого вала следует правильно выставлять зазор, который присутствует между зубчатым шкивом и ДПКВ. Квалифицированная установка датчика предполагает то, что зазор между сердечником датчика и диском синхронизации составляет 0.5 – 1.5 мм.

Регулировка указанного зазора возможна путем установки дополнительных шайб в месте расположения посадочного гнезда датчика коленчатого вала.

Подведем итог

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что датчик коленвала является одним из самых важных элементов в общей схеме электронного управления силовым агрегатом. Выход из строя ДПКВ приведет к полной остановке двигателя, сбои в его работе сильно осложняют эксплуатацию ТС или делают езду на автомобиле практически невозможной.

По этой причине рекомендуется иметь запасной датчик коленвала в автомобилях, на которых владельцы регулярно преодолевают значительные расстояния по трассе. Также нужно добавить, что стоимость датчика коленвала для большинства отечественных и иностранных авто является вполне доступной.

Что касается проверки и замены, в самом начале следует убедиться, что в зазоре между датчиком и диском синхронизации нет посторонних предметов, а также сам зазор находится в допустимых рамках.

Параллельно следует учитывать и то, что устройство может быть исправным и работоспособным, а причиной сбоев является грязь на сердечнике ДПКВ.

Источник: http://KrutiMotor.ru/priznaki-neispravnosti-datchika-kolenchatogo-vala/

Датчик положения коленчатого вала ДПКВ, проверка сигнала и неисправностей, обучение, замена и схема подключение в разьем

Порция топливной смеси должна подаваться в цилиндр в положении нижней мертвой точки, а искра для воспламенения в верхней мертвой точке, после ее сжатия, соответственно. Чтобы бортовой компьютер мог подать команду бензонасосу, форсункам и системе зажигания, ему необходимо знать местоположение поршней в каждый момент времени.

Самодиагностирующийся ДПКВ датчик

Именно эту информацию предоставляет контроллеру датчик ДПКВ в системе электронного впрыска. Датчик коленвала работает в паре с зубчатым колесом, в котором в особой последовательности пропущено несколько зубов.

Датчик ДПКВ в системе электронного распределения впрыска

Поскольку сломанный датчик положения коленчатого вала автоматически делает невозможной дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, а заменить его сможет каждый водитель, об этом приборе следует знать следующую информацию:

  • назначение и конструкция;
  • разновидности и взаимозаменяемость;
  • место установки и диагностика;
  • способ замены собственными силами.

Для чего нужен?

В современных дизельных и инжекторных авто работой мотора управляет электронный блок ЭБУ, который также называют ECU, ECM (модуль) или ЭСУД (система).

Для нормальной работы в электронных системах используются датчики и исполняющие устройства.

С датчиков поступают сигналы, ЭБУ их расшифровывает и анализирует, затем приводит в действие исполняющие устройства, впрыскивающие и воспламеняющие смесь после ее сжатия.

Изменение сигнала ДПКВ в момент прохождения участка с пропущенными зубцами

Элементы шатунно-поршневой группы связаны между собой шарнирно, поэтому их амплитуды легко вычисляются математически. Таким образом, положение поршня в НМТ и ВМТ компьютер ECU определяет по сигналам, которые передает датчик положения коленчатого вала в комплекте с диском синхронизации.

Назначение датчика коленвала в системе электронного впрыска инжектора

Другими словами, без датчика коленвала ЭБУ «ослепнет», топливо будет подаваться из форсунок неэффективно, а воспламенение в камерах сгорания станет хаотичным, поэтому в конкретной модели машины жестко связаны между собой прошивка ЭБУ, тип датчика, размер и формула зубчатого колеса синхронизации.

Как устроен и работает?

Независимо от конструкции датчика принцип работы остается неизменным:

  1. на коленвал надевается диск с зубьями, называемый реперным, задающим или синхронизирующим;
  2. датчик крепится на элементы двигателя или кронштейны таким образом, чтобы его рабочий орган находился перпендикулярно оси вращения вала в 1 мм от наружного диаметра зубчатого венца;
  3. несколько зубьев сточены через определенное количеств полных зубьев в зависимости от прошивки ЭБУ;
  4. сигнал в ДПКВ возникает именно в момент прохождения мимо него участка без зубьев;
  5. поэтому устанавливается диск синхронизации в определенном пространственном положении.

В конкретных конструкциях мотора реперный диск и ДПКВ может стоять с любой стороны коленвала, однако гораздо важнее для пользователя другие характеристики зубчатого колеса:

  • количество зубьев – 24 шт., 30 шт., 36 шт., 48 шт. или 60 шт;
  • формула расположения зубьев – обычно используются 24/2, 30/3, 36/1 или 36/2, 48/2 и 60/2.

Задающий диск с формулой зуба 36-1

В простых формулах, указанных выше, целые зубчики идут подряд, затем пропущен 1 или 2 зуба, тоже подряд.

Существуют сложные формулы, например, 36/6. Где после 16 целых зубьев пропущены 2 штуки, затем идет 1 целый зуб, снова пропущены 2 штуки, далее следуют 13 целых зубьев, снова пропуск из 2 штук.

Диаграмма осциллографа для датчика кленвала с диском синхронизации 36-6

При этом наружные диаметры дисков синхронизации и их конструкция не совпадают по умолчанию.

Какие модификации бывают?

Кроме разных вариантов синхронизатора и места его расположения на коленчатом валу производитель на конвейере, а позже и сам пользователь в гараже или на СТО может использовать ДПКВ разной конструкции. Всего существует 3 разновидности датчиков коленвала:

  • Холла – на фишку приходит 3 провода – +12 В либо + 5 В, масса (-) и для подачи сигнала на ЭБУ, необходим источник питания;
  • индуктивный – для подключения используется разъем с 2 контактами, так как ток возбуждается в самом полупроводниковом приборе;
  • оптический – состоит из передатчика со светодиодом и приемника, реагирующего на световой луч в момент прохождения участка без зубчиков мимо него.

Датчик Холла обладает следующими особенностями:

  • источник тока подает на обмотки напряжение 5 В или 12 В;
  • в катушках создается магнитное поле;
  • пока возле штока проходят полные зубцы, магнитный контур остается в замкнутом положении;
  • при прохождении участка без зубьев контур размыкается, ЭБУ получает соответствующий сигнал об этом.

Датчик Холла в современных авто может использоваться в разных системах:

  • в режиме датчика положения коленвала на некоторых модификациях ВАЗ;
  • в качестве датчика скорости на иномарках;
  • в системах антиблокировки колес ABS – на каждое колесо устанавливается реперный диск и собственный датчик, подключенный в общую цепь.
Читайте также:  Бмв i3 – гибрид и электрокар новых дорог

Датчик Холла в АБС системе

Индуктивный ДПКВ имеет упрощенную конструкцию и не требует подавать питание:

  • подключение производится двумя проводами;
  • магнит внутри прибора создает переменное поле в сердечнике;
  • напряжение электродвижущей силы возрастает в момент прохождения участка без зубьев;
  • снижается возле зубов полного профиля.

Принцип работы индуктивного ДПКВ

Датчик всегда эксплуатируется в режиме ДПКВ, для измерения скорости не пригоден.

Сигнал оптический ДПКВ подает в контроллер ECU при попадании светового луча со светодиода на фотоэлемент, расположенные по разные стороны от реперного колеса, поэтому датчики, устанавливаемые параллельно коленвалу, не всегда удобны в эксплуатации под капотом авто.

Оптический датчик на скутере

Оптические ДПКВ стоят дороже, используются на скутерах и для диагностики, тарирования датчиков Холла и приборов индуктивного типа.

Где расположен?

По назначению ДПКВ сложно определить, где находится датчик в конструкции двигателя:

  • средняя часть вала содержит несколько колен для крепления деталей кривошипно-шатунного механизма;
  • свободными остаются его края;
  • реперная шестерня с пропущенными зубьями расположена возле маховика ДВС ;
  • либо синхронизатор находится на противоположном конце у шкива отбора мощности двигателя, приводящего в движение ремень генератора;
  • реже задающий диск крепится на валу шпонкой непосредственно возле противовеса со стороны фланца.

Синхронизатор возле маховикаРеперный диск возле ремня генератора и ГРМСинхронизатор у противовеса коленвала

Поскольку реперный диск не входит в зацепление с шестернями, не передает вращение ремням и цепным передачам, он практически никогда не бывает неисправным, даже при длительной эксплуатации. Однако вокруг машины всегда найдутся источники грязи, из- за которых промежутки в местах отсутствующих зубьев могут забиться грязью.

Что такое имитатор ДПКВ?

В отличие от самого датчика имитатор ДПКВ используется для настройки прошивки ЭБУ при их изготовлении. На этапе эксплуатации приспособление необходимо для тестирования корректной работы времени прохождения импульсов по расчетной таблице.

Для рядового пользователя прибор, имитирующий импульсы датчика коленвала на контроллер, необходим в случае перехода на другой ДПКВ или реперный диск.

Например, для прошивок GM ISFI-2S, Микас , МКД-105, Basch, Январь, MotronicR и Корвет М11 по умолчанию принята конфигурация 60-2 с 58 цельными зубьями и двумя пропусками друг за другом.

Совет

Верхняя мертвая точка поршня при этом соответствует 20 зубу до двойного пропуска при вращении по часовой стрелке.

Установка синхронизатора по 20 зубу до пропуска

Например, после реставрации коленвала и установки его на место эксплуатации реперный диск должен быть установлен, согласно этим условиям.

Замена датчика ДПКВ

Поскольку ДПКВ считается неремонтируемым «расходником», у начинающего пользователя возникает проблема, как заменить полупроводниковый прибор самостоятельно. В отличие от исполнительных механизмов и регуляторов системы электронного впрыска топлива, датчик подключен к системе самодиагностики бортового компьютера.

То есть, при некорректной передаче сигнала на приборной панели высвечивается ошибка Check Engine, поэтому алгоритм диагностики следующий:

  1. визуальный осмотр и очистка по мере необходимости;
  2. проверка мультиметром и измерение индуктивности;
  3. диагностика осциллографом;
  4. обучение ДПКВ средствами бортовой системы.

Признаки неисправности

Помимо нарушения динамики движения транспортного средства, признаки неисправности ДПКВ имеют вид:

  • скачущие обороты холостого хода;
  • снижение мощности ДВС и детонации;
  • невозможность запуска или отсутствие искры на свечах зажигания.

Признаки неисправности датчика коленвала

Перед тем, как снять датчик коленвала, следует проверить целостность проводки, наличие контакта на клеммах АКБ и ДПКВ. Проще всего в домашних условиях замерить сопротивление обмоток катушки и прочистить зубья реперного диска. Остальные способы диагностики более сложные.

Код неисправности и причины

Блок ЭБУ записывает в память ошибки, коды которых можно считать несколькими способами:

  • на экране бортового компьютера;
  • вспышками контрольной лампы Check (только для моторов класса Евро-2);
  • портативным сканером;
  • диагностической программой на планшете или ноутбуке через адаптер.

Обозначаются неисправности ДПКВ кодом ошибки 053, а причинами становятся следующие неисправности:

  • некорректная установка синхронизирующего диска – ВМТ поршня II либо IV цилиндра должна совпадать с прохождением 20 зуба перед выемкой;
  • повреждение зубьев реперного диска – сколы, раковины, каверны искажают сигнал датчика;
  • радиальное биение задающего диска – замена оригинальной деталью с алогичной формулой расположения зубьев;
  • нарушен зазор между зубом диска и датчиком – расстояние регламентируется в пределах 0,5 – 1,2 мм, может потребоваться замена крышки шестерни распредвала;
  • неисправность ЭБУ – проверка состояния контактов не должна выявить неисправностей;
  • неисправность высоковольтной цепи зажигания – сопротивление проводов с наконечниками должно быть меньше 6 кОм, они не должны замыкать на корпус мотора, сопротивление вторичных обмоток катушек зажигания должно быть меньше 13 кОм, в противном случае возможно наведение помех в канал синхронизации;
  • выход из строя датчика – потеря чувствительности, перемагничивание или перепутаны выводы на штекере, замена в любом из указанных случаев;
  • обратная полярность проводов – контакт 2 должен соединяться с клеммой 49, 1 с клеммой 48;
  • короткозамкнутые провода – замер сопротивления 49 – 2 и 48 – 1, пошевелить жгут для выяснения причины КЗ;
  • обрыв оболочки экранирующей жгута/датчика – зажигание отключить, проверить опрессовку и оболочку;
  • замыкание сигнального провода на бортсеть – при включенном зажигании напряжение цепи 2 – 3 и 1 – 3 должно быть около 12 В;
  • обрыв сигнального провода – прозвонить омметром цепи 2 – 49 и 1 – 48 отсоединенного жгута;
  • замыкание сигнального провода на массу – обычно изоляция повреждается крыльчаткой вентилятора, горячими патрубками ДВС, отключить зажигание, проверить сопротивление 48 и 49 цепей на массу, контактов 1 и 2 на корпус мотора;
  • вода внутри колодки/разъема – влага удаляется ватной палочкой, прочищаются токопроводящие элементы;
  • обрыв жгута от штекера – прозвонить каждый провод, если контакты подключены неверно, добавляется ошибка 023, 024 или 054.

Смещение синхронизатора от меткиЗазор рабочих органов ДПКВКлемма жгута от ДПКВ к ЭБУОт высоковольтных проводов зажигания бывают помехиОбрыв жгута датчика коленвала

Вышеуказанные причины выявляются и устраняются несколькими методами по мере увеличения сложности работ.

Визуальная проверка

Указанные симптомы достаточно точно указывают на неисправность ДПКВ. Проверка традиционно начинается с визуального осмотра, как более легкого в исполнении:

  1. оценивается состояние проводки, колодок и разъемов, схемы подключения;
  2. измеряется зазор между зубом синхронизатора и электродом датчика;
  3. затем стоит демонтировать ДПКВ, вытащив разъем жгута, и открутив единственный; крепежный винт, чтобы оценить состояние зубчатого диска на наличие загрязнений, сколов.

Диагностика тестером

Мультиметр переключается в режим омметра, щупы замыкаются на клеммы 1 и 2, сопротивление должно быть в пределах 300 – 500 Ом. Затем тестер переключается на вольтметр, чтобы прозвонить ДПКВ между этими же выводами. На оборотах 200 мин-1 напряжение исправного датчика будет чуть больше 1 В.

При перемагничивании замена ДПКВ производится в обязательном порядке. Проверить полярность можно следующим образом:

  1. вынуть жгут из цепи датчик – ЭБУ;
  2. установить тестер в положении вольтметра постоянного тока;
  3. замкнуть щупы на разъемы 1 (минус) и 2 (плюс);
  4. резко поднести рабочий орган датчика с массивному стальному предмету.

Проверка полярности намагничивания ДПКВ

Правильная работа датчика возможна при появлении на экране тестера положительного значения напряжения. Если значение отрицательное, полярность нарушена, датчик придется поменять.

Измерение индуктивности

При наличии повышающего трансформатора, мегаомметра, частотомера и тестера производится проверка ДПКВ на индуктивность катушки, величина которой должна укладываться в диапазон 200 – 400 мГн. Методика диагностики следующая:

  • мегаомметром замеряется сопротивление изоляции (должно быть меньше 20 Мом);
  • на катушку подается 500 В.

Индуктивность можно вычислить, как среднее значение нескольких измерений. Для этого следует выполнить действия:

  1. собрать нижеприведенную схему;
  2. подать на разъем катушки 150 В с частотой 80 Гц, записать силу тока;
  3. изменить частоту в 2, 3 и 5 раз больше, записать показания амперметра;
  4. вынуть сердечник и зафиксировать силу тока в последний раз;
  5. для каждого измерения вычислить сопротивление индуктивное X = U/I;
  6. затем индуктивность катушки L = X/6,28 x V, где V – частота тока для каждого измерения;
  7. вывести среднее значение L = L1 + L2 + L3 + L4/4.

Схема для проверки индуктивности катушки

Проверка осциллографом

Диагностика осуществляется осциллографом при выключенном зажигании, но разъем на ЭБУ не отключается. В режиме измерения индуктивности зажимы подключают к А клемме ДПКВ и массе, затем коленвал прокручивается стартером, если зажигание полностью отсутствует.

Результаты проверки осциллографом

Специалисты СТО имеют подобный инструмент, знают, как проверить на нем датчик коленвала. У домашнего мастера осциллограф отсутствует, ради тестирования его приобретать экономически невыгодно.

Обучение датчика коленвала

Даже на новых авто после пробега 300 – 500 км часто возникает проблема – не гаснущая или периодически загорающаяся ошибка Check на приборной панели. Если диагностика на СТО или своими силами с помощью адаптера и специального ПО (например, Chevrolet Explorer 1.5) диагностирует ошибку, как «Требуется обучение ДПКВ», ее можно устранить силами прошивки ЭБУ:

  • заводится двигатель и запускается программа;
  • разъем подключается к ЭБУ;
  • подтверждается действие «Обучение ДПКВ»;
  • акселератор выжимается до упора, согласно подсказкам;
  • на 4000 оборотах происходит снижение до режима холостого хода;
  • лампочка Чек гаснет;
  • затем цикл может повториться несколько раз, пока программа не сообщит об окончании обучения;
  • зажигание выключается, через 15 секунд включается повторно.

Обучение ДПКВ специальной программой

Ошибка переходит в таблицу, откуда легко стирается из памяти. После этого ошибка больше не появляется, напряжение сигнала передается датчиком корректно. В принципе, обучение делают по требованию или самостоятельно мастера СТО, производящие ремонт электронной системы впрыска. Занимает работа 10 – 15 минут даже без специального образования.

Взаимозаменяемость ДПКВ

Владелец транспортного средства, в принципе может самостоятельно заменить, как датчик, так и задающий диск, но при этом следует учесть несколько факторов:

  • только совместная работа датчика и реперного диска позволяет отправлять в ЭБУ корректный сигнал;
  • прошивка контроллера может не подойти для диска с другой формулой зубьев или ДПКВ;
  • лучше менять датчик вместе со жгутом.

Таким образом, запасной ДПКВ должен лежать в бардачке, поскольку двигатель при его поломке обычно не заводится. Диагностика возможна в домашних условиях, однако деталь считается неремонтопригодной.

Источник: https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/datchik-dpkv.html

Как проверить датчик положения коленвала

Работой современного двигателя управляет ЭБУ (электронный блок управления). Его работа основана на показаниях различных датчиков, следующих за основными параметрами двигателя и передающих данные в блок управления.

Одним из таких датчиков является ДПКВ. Датчик положения коленчатого вала устанавливается на двигателе для создания электрического импульса при изменении углового положения вала, определяющий цилиндр, момент подачи искры и топлива.

В руках мастера датчик ДПКВ

Если при сбое других датчиков блок управления переводит двигатель в аварийный режим и силовая установка с перебоями, но работает, то при отказе датчика ДПВК работа мотора и его запуск в большинстве случаев становятся невозможными.

Читайте также:  Невероятные возможности современных гибридных автомобилей

Устройство

Датчик индуктивного типа представляет собой электромагнитный сердечник, катушку с обмоткой, слой изоляции и пластиковый корпус. Датчик может быть выполнен с отводящими проводами с фишкой на конце, либо иметь разъем для подсоединения питания от цепи.

Новый ДПКВ

Принцип действия

На носке коленчатого вала двигателя установлен зубчатый диск, на котором есть пропуск двух зубьев (они отсутствуют). Датчик ДПВК установлен в непосредственной близости к зубчатому диску с определенным зазором, порядка 0.

5-1.5 мм (зазор выставляется с использованием набора шайб необходимого диаметра). При вращении коленчатого вала каждый зубец проходит около датчика, меняя его магнитное поле и формируя таким образом в катушке датчика импульсы.

Благодаря исходящим импульсам и пропуску двух зубьев на диске компьютер определяет начальное положение коленчатого вала. Для него один пропущенный зуб означает стартовую точку, второй нулевую точку.

ЭБУ считывает принятые импульсы с датчика и по недостающим зубьям диска определяется с положением коленчатого вала и дает команду системе зажигания и управлению работой форсунок. Другими словами, благодаря показаниям ДПКВ компьютер в нужный момент нахождения поршня ближе к верхней мертвой точке формирует искру и необходимое количество топлива из распылителя форсунки.

Неисправности датчика и последствия для мотора:

• Нестабильный холостой ход либо его отсутствие;

• Невозможность запуска двигателя;

• Резкая потеря мощности и динамики разгона;

• Самопроизвольно меняются обороты двигателя вверх/вниз;

• Появление детонации.

При этом, перечисленные симптомы могут проявляться не постоянно и к тому же по причине и отказе других систем с загоранием «чек» на щитке приборов.

Так как в задачу ДПКВ определение положения коленчатого вала для одновременного формирования искры и подачи топлива управляющим блоком, то при отказе датчика запуск двигателя становится невозможным.

Проверка

ДПКВ достаточно редко выходит из строя и причиной его отказа часто является повреждение при проведении каких-либо работ в моторном отсеке, либо засорение пространства между зубьями диска и приемной частью датчика.

Также нестабильная работа или его отказ могут быть вызваны плохим контактом в месте соединения, попаданием грязи в колодку, окислением контактов, либо нарушением величины зазора между датчиком и зубьями диска. Часто восстановить нормальную работу помогает простая очистка от грязи контактов, приемного сердечника или восстановление требуемого зазора.

датчик коленвала Suzuki Wagon R

Датчик можно проверить на целостность обмотки и на имеющееся сопротивление. Обрыв обмотки можно определить с помощью мультиметра, а для проверки сопротивления необходимо наличие омметра.

Сопротивление исправного датчика должно находиться в пределах 550-700 Ом.

Проверка датчика

Также можно установить заведомо исправный датчик и если двигатель стал запускаться и все симптомы неисправностей исчезли, то вывод очевиден – замененный датчик неисправен.

Поэтому, рекомендуется иметь в ЗИПе исправный датчик для замены в случае его отказа в пути. Замена не представляет каких-либо сложностей и может быть выполнена самостоятельно любым автовладельцем.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/kak-proverit-datchik-polozheniya-kolenvala/

Как проверить датчик коленвала?

Автомобиль — сложнейший механизм, состоящий из сотен постоянно взаимодействующих друг с другом узлов. Каждая из деталей имеет собственный ресурс и особенности, что снижает надежность транспортного средства в целом. Минус и в том, что достаточно поломки одной детали, чтобы из строя вышел весь механизм.

Так, при появлении сложностей с пуском мотора, подозрения падают на группу узлов — карбюратор (инжектор), источник питания, стартер и другие.

Но причина может крыться в небольшом и незначительном, на первый взгляд, элементе — датчике коленвала.

В чем особенности устройства? По каким признакам диагностировать поломку? Какими способами проверить датчик коленвала? Эти и ряд других вопросов рассмотрим в статье.

Работа двигателя автомобиля напрямую зависит от четкости работы коленчатого вала. Задача датчика коленвала — синхронизация момента подачи горючей смеси в камеру сгорания и времени зажигания искры. Принцип действия основан на снятии показаний и передаче импульсов в блок управления, обрабатывающий информацию и передающий команды на действующие узлы автомобиля.

Поломка датчика коленвала приводит к определенным сбоям в запуске двигателя. Если машину и удается завести, то обороты могут “плавать”, а двигатель не будет развивать полную мощность (почему двигатель не набирает обороты). При такой неисправности, происходят сбои в работе двигателя, и он глохнет.

Как обнаружить неисправность датчика коленвала

Признаки будут следующие:

  • Плавающие холостые обороты.
  • Снижение мощности двигателя.
  • Рост оборотов коленвала без нажатия педали газа.
  • Появление детонации при росте нагрузок (при движении под горку).
  • Сложности с пуском мотора или невозможность завести двигатель (вне зависимости от погоды).

Появление одного или нескольких признаков — повод проверить датчик коленвала. Если этого не сделать и не устранить неисправность, проблема будет усугубляться, и последующие поломки могут быть серьезнее.

С другой стороны, нельзя винить исключительно датчик. Падение мощности часто связано с другими причинами — выходом из строя топливного насоса (как проверить бензонасос) или дефектом свечей зажигания (как проверить свечи зажигания).

В процессе диагностики, обращайте внимание на приборную панель машины и лампу ошибки двигателя («Чек энжин»). При наличии упомянутых проблем, сигнал подскажет автовладельцу о неисправности. Если же вышел из строя только датчик, то контрольная лампа вряд ли отреагирует.

Чтобы исключить или подтвердить подозрения, проверьте устройство на факт исправности (поломки). Для этого существует два метода, каждый из которых имеет ряд особенностей. Смотрите видео “Как проверить датчик положения коленвала” ниже.

СПОСОБ №1. Чтобы проверить датчик коленвала действуйте так:

  • Помечайте расположение устройства, после чего демонтируйте его со своего места. Наличие отметки упрощает монтаж и исключает ошибки после завершения ремонта.
  • Осматривайте датчик. При наличии внешних повреждений или ухудшения контактов устраняйте неисправность. Если сделать это не удается, покупайте и меняйте устройство. Перед осмотром очищайте датчик от грязи и обработайте контакты с помощью мягкой тряпки, смоченной в спирте или бензине.
  • Измеряйте расстояние от синхронизирующего диска до сердечника датчика. Оптимальное расстояние — 0,6-1,5 миллиметра.

При отсутствии повреждений стоит проверить датчик коленвала на факт целостности электрической части. Главный параметр — сопротивление обмотки, которое должно равняться 600-750 Ом. Чтобы выяснить точный параметр, загляните в мануале к автомобилю, где указаны точные нормы для вашей модели. Если сопротивление ниже нормы, то датчик неисправен, а единственный выход — замена устройства.

СПОСОБ №2. Проверка производится по углубленному алгоритму. Для выполнения работы подготовьте мультиметр (тестер), разделительный трансформатор, устройство для измерения индуктивности и мегаомметр. Важно проверять датчик коленвала при комнатной температуре (22-23 градуса Цельсия). Оптимально, если проверка производится в условиях низкой влажности.

Дальше каждый из приборов применяется для измерения определенного параметра:

  • Сопротивление обмотки измеряется с помощью омметра. Если такого прибора нет в распоряжении, используйте «мост» или мультиметр. О нормах сопротивления уже упоминалось выше.
  • Индуктивность исправного датчика — 200-400 мГц.

Если при выполнении работы диск проверяемого устройства намагнитился, используйте разделительный трансформатор для размагничивания устройства.

Чтобы проверить датчик коленвала и убедиться в его исправности (или поломке), используйте какой-то один или сразу два рассмотренных способа. При этом, ключевую роль уделите расстоянию между сердечником и синхронизирующим диском устройства. После завершения работ, устанавливайте датчик на место (если он исправен) или замените датчик.

Видео: Как проверить датчик положения коленвала

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Источник: https://autoinfa.com/post.php?id=385

Как проверить датчик коленвала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) – важный элемент, который должен правильно функционировать. Он также известен под названием датчик синхронизации. В случае появления проблем с этим датчиком, вы не сможете завести машину. В некоторых случаях мотор запускается, но работает неправильно. Поэтому наша статья о проверке датчика коленвала будет полезной для всех.

Необходимо понимать, что датчик коленвала обеспечивает синхронизацию подачи горючего и момента зажигания, отправляя соответствующие сигналы в электронный блок управления авто.

Симптомы неисправности датчика коленвала:

  • значительное ухудшение динамических показателей двигателя (не стоит забывать, что эта проблема может быть спровоцирована и иными факторами, но в случае поломки датчика коленвала вы увидите на приборном щитке загоревшийся индикатор «CheckEngine»);
  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
  • непонятный рост или падение оборотов двигателя;
  • появление детонации в моторе при повышении динамической нагрузки;
  • двигатель не хочет запускаться.

Мы перечислили только самые распространенные признаки выхода из строя датчика оборотов коленчатого вала, генератора либо шкива привода газораспределительного механизма.

С самого начала рекомендуем проверить датчик коленвала, после чего принимать дальнейшие решения. Почему начинать лучше именно с этой процедуры? Хотя почти во всех авто добраться к этому датчику довольно непросто, проверка датчика коленвала занимает минимум времени и сил.

Как выполнить проверку датчика положения коленвала

Существуют разные методы проверки работоспособности этого датчика. Выполнение этих процедур требует наличия соответствующих устройств. В большинстве случаев автомастера применяют три варианта проверки исправности датчика коленвала.

В любом случае начинать проверку датчика коленвала нужно со снятия данного элемента.

Прежде всего, осматриваем внешнюю поверхность датчика. Уже на этом этапе в некоторых случаях можно выявить явные механические повреждения, определить состояние сердечника, контактной колодки, а также контактов. Если вы заметили какие-либо загрязнения, от них крайне важно избавиться с помощью бензина либо спирта. На контактах не должно быть загрязнений.

Во время снятия нужно проверить расстояние между диском синхронизации и сердечником датчиком коленвала. Этот показатель должен составлять около 0,6-1,5 мм. Если на этапе первоначального осмотра выявить причину поломки не удалось, необходимо проверять электрическую схему ДПКВ.

Проверяем датчик коленвала с помощью омметра

Простейший вариант определения работоспособности датчика – замерить сопротивление его обмотки. Для этого нужно найти мультиметр или омметр. Если датчик коленвала работает правильно, на дисплее прибора вы увидите показатели в пределах 550-750 Ом.

Во многих случаях недостаточно лишь знать, как проверить датчик коленвала тестером, ведь этот метод не может гарантировать получение точного результата.

Обратите внимание

Если вы привыкли учитывать рекомендации производителя автомобиля (Автопаб рекомендует делать так во всех случаях), советуем изучить руководство по эксплуатации транспортного средства. Там можно найти конкретные цифры.

Если текущие показатели отличаются от тех, которые упоминает производитель, следует заменить датчик оборотов коленвала.

Метод №2 – использование комплекса приборов

Второй вариант определения работоспособности датчика требует наличия значительного большего количества устройств. Необходимо подготовить:

  • измеритель индуктивности;
  • мегаомметр;
  • вольтметр (лучше найти цифровой);
  • сетевой трансформатор.

Для получения максимально точного результата советуем проводить все измерения в помещении с температурой воздуха около 20-22°C.

  1. Сначала необходимо определить сопротивление обмотки, применив омметр.
  2. Определить индуктивность обмотки, для чего используется специальный прибор. Если датчик исправен, этот показатель составит от 200 до 400 мегагерц.
  3. Измерить сопротивление изоляционного слоя с помощью мегаомметра. При напряжении в 500 вольт сопротивление должно составлять не более 20 МОм.
  4. Если в ходе выполнения проверки произошло намагничивание диска синхронизации, его необходимо размагнитить с помощью сетевого трансформатора.
Читайте также:  Автосервис и интернет: современные реалии

С помощью полученных показателей вы сможете установить, нужно ли менять датчик коленвала. Во время монтажа очень важно учитывать метки, которые были сделаны во время снятия. Не забывайте о том, что между диском синхронизации и сердечником должно быть примерно 0,5-1,5 миллиметра.

Компьютерная диагностика датчика коленвала

Многих автомобилистов интересует, как проверить датчик коленвала на профессиональном уровне. Ответ очень простой – необходимо найти осциллограф и специальное компьютерное программное обеспечение.

Преимущество данного метода проверки заключается в том, что диагностика проводится без необходимости предварительного снятия датчика.

С помощью цифрового осциллографа эксперт может оперативно установить причину поломки.

При наличии сигнала от датчика и несоответствии текущих показателей тем, которые должны быть при нормальной работе данного элемента, автомобиль будет дергаться, возникнут проблемы с запуском двигателя. Это является признаком поломки датчика, зубцов или заедания синхронизационного диска. Для определения причины проблемы эксперт смотрит на полученную осциллограмму.

Как видите, существует три метода проверки датчика коленвала:

  • определение сопротивления обмотки (применяется мультиметр);
  • проверка индуктивности и сопротивления слоя изоляции (понадобится тестер);
  • компьютерная диагностика (нужен осциллограф и компьютерный софт).

Желаем успехов во время проверки датчика оборотов коленвала. Кстати, поможем вам в этом и видео о том, как проверять датчик коленвала:

Источник: https://avtopub.com/kak-proverit-datchik-kolenvala/

Неисправности датчика коленвала – устройство и принцип работы

Признаки неисправности датчика коленвала предупреждают водителя о том, что необходимо провести срочный ремонт, оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Этот агрегат точечно определяет момент, когда в цилиндр ДВС нужно подать горячее. Если не устранить неисправности датчика, то двигатель перестанет работать.

Что такое датчик коленвала

Датчик оборотов коленвала — это прибор, который установлен на автомобилях, оснащенных электронной системой управления двигателем. Он дает возможность двигателю контролировать местоположение коленвала. Такого рода контроль требуется для того, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы топливного впрыска.

Симптомы неисправности датчика коленвала способны повлечь остановку мотора, поэтому необходимо вовремя заметить основные признаки неисправности ДПКВ. Нарушение в работе ДПКВ провоцирует возникновение неполадок в системе питания, которая начинает блокировать своевременную подачу горючего. Это приводит к тому, что система зажигания не поджигает топливно-воздушную смесь.

Расположение датчика коленвала

Место расположения ДПКВ — это кронштейн, который находится в центральной части шкива на приводе генератора. Он устанавливается рядом с конструкцией зубчатого шкива привода с промежутком в 1-1.5 мм.

Чтобы заменить датчик или выполнить его регулировку, к нему необходимо подсоединить провод длиной 50-70 см. Чтобы выставить или откорректировать положение, нужно отрегулировать шайбу, которая закреплена над посадочным гнездом ДПКВ.

Перед тем как поменять данный прибор, рекомендуется провести его диагностику. Многих автолюбителей волнует вопрос о том, что еще необходимо сделать, прежде чем его снимать — снять следует замеры по соотношению болтов крепления к корпусу и положению ДПКВ.

Как работает датчик коленвала

Многих интересует вопрос о том, зачем нужен датчик коленвала. Этот прибор напрямую влияет на продуктивность двигателя автомобиля.

Нарушение провоцирует сбои в работе ДВС или остановку мотора, влияющей на работу двигателя.

В функции ДПКВ входит:

  •  синхронизация работы топливных форсунок;
  •  синхронизация системы зажигания.

Принцип работы ДПКВ сводится к тому, что он подает сигнал на ЭБУ. Данное сообщение говорит о позиции, в которой находится коленвал. Такой сигнал содержит в себе информацию о частоте и направлении вращения коленчатого вала.

Устройство датчика коленвала

Система данного элемента коленчатого вала включает в себя:

  • Обмотка датчика
  • Корпус
  • Уплотнитель
  • Привод
  • Кронштейн креплениея
  • Магнитопровод
  • Диск синхронизации

Ремонт предполагает необходимость прозвонить ДПКВ, используя для этого омметр. Для этих целей необходимо произвести замеры сопротивления на обмотке агрегата.

Признаки неисправности датчика коленвала

Признаки неисправности датчика положения коленвала:

  • нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси (детонация) в двигателе при динамической нагрузке;
  • на холостом ходу обороты становятся неустойчивыми;
  • низкий уровень мощности двигателя транспортного средства;
  • снижение уровня динамики автомобиля;
  • двигатель не реагирует на зажигание, т.е. он не заводится;
  • машина дергается по ходу движения;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов.

Причины поломки:

  1. Замыкание между витками в обмотке ДПКВ. В результате импульсы сбиваются к ЭБУ. Здесь необходимо заменить прибор.
  2. Поломка зубьев задающего венца.
  3. Нерабочие контакты, которые находятся в системе обмотки и подвода проводов. В данных обстоятельствах не требуется менять ДПКВ, а следует сделать очистку соединения и обмотки.
  4. Основанием выхода ДПКВ из строя может стать и наличие механического повреждения, которое было получено в период проведения работ под капотом.
  5. Еще одним обстоятельством, повлекшим поломку коленчатого вала, может стать попадание инородных объектов в область между ДПКВ и зубчатым шкивом.

Эти ошибки и неполадки в работе транспортного средства могут быть вызваны другими поломками. Датчик положения коленвала, признаки неисправности которого могут быть обусловлены различными обстоятельствами, требует тщательной проверки.

Как проверить датчик коленвала самостоятельно

Есть 3 способа проверки неисправности датчика коленчатого вала:

  • измерение при помощи омметра;
  • проверка значения индуктивности;
  • использование осциллографа.

Проверка датчика положения коленвала при помощи омметра:

  1. Для данной проверки необходимо приобрести мультиметр.
  2. Его нужно поставить в положение измерения сопротивления.
  3. Затем измерить уровень сопротивления катушки индуктивности: щупами прибора дотронуться до выводов катушки.
  4. Допустимое значение — 500-700 Ом.
  5. Если результаты измерения находятся в заданном диапазоне значений, то коленчатый вал в норме.

Проверка датчика коленвала с использованием замера индуктивности:

  1. Нужно обзавестись мегаомметром, трансформатором сетевого типа. Также необходимо приобрести измеритель индуктивности и вольтметр.
  2. Используя мультиметр, произвести замеры индуктивности.
  3. Нормальные показатели — это 200-400 мГн.
  4. Используя мегаомметр, измерить показатели сопротивления изоляции между проводами катушки.
  5. Полученные данные не должны быть ниже 0,5 Мом.
  6. Размагничивание катушки осуществляется с использованием сетевого трансформатора.
  7. Отклонение от нормы свидетельствует о том, что требуется замена датчика коленвала.
  1. Щупы подсоединить к проводам, которые ведут к катушке.
  2. Открыть программное обеспечение для работы с осциллографом.
  3. Провести предметом из металла перед ДПКВ.
  4. Все данные будут отражены на экране.

Если ДПКВ фиксирует перемещение металлического объекта, то датчик находится в исправном состоянии. Данный способ диагностики рекомендуется проводить при работающем двигателе, так результаты будут точнее. Для этого потребуется подключить щупы параллельно к выводам датчика.

Источник: https://djago.ru/sistema-zazhiganiya/simptomy-neispravnosti-datchika-kolenvala/

Как проверять датчик коленвала

Владельцу инжекторного автомобиля известно, что в случае неисправности одного из электронных устройств, страдает вся система. Не исключением из этого правила является и датчик коленвала, который играет очень важную роль.

Многие называют его еще датчиком синхронизации, но независимо от этого, его поломка приводит к большим неприятностям. Сейчас мы расскажем вам, как проверить датчик коленвала, а также убедиться в его исправности.

Но вначале постараемся разобраться, для чего он нужен.

Что такое датчик коленвала

Устройство состоит из четырех простых элементов, которые создают единое целое. По сути, это самый обычный электромагнит, который выполнен в виде сердечника, изготовленного из мягкого металла, обмотанной вокруг него медной проволоки и капронового каркаса. Сама проволока покрывается эпоксидной смолой, выполняющая роль изоляции.

Сама работа датчика достаточно ответственная – она по угловому положению коленчатого вала определяет момент достижения цилиндром верхней мертвой точки и синхронизирует работу топливных форсунок с системой зажигания.

Признаки неисправности коленвала

Если датчик выйдет из строя или будет поврежден, то последствия будут самыми разнообразными. Однако если вы заметите что-то из этого списка, то проверку необходимо провести как можно скорее.

  1. На приборной панели загорится соответствующий индикатор, который означает перевод двигателя в аварийный режим («Check Engine»). Кроме того, автомобиль станет потреблять больше топлива, а динамические характеристики будут сильно снижены.
  2. Обороты могут то возрастать, то падать. Автомеханики называют это «плавающими» оборотами, когда стрелка на тахометре перемещается самопроизвольно без какого-либо ведома владельца машины. Кроме того, можно заметить, что мотор очень неустойчиво работает на холостом ходу, а может и вовсе заглохнуть.
  3. Детонация. Явление довольно опасное и может возникать по многим причинам. Если она случилась, значит, зажигание сбилось и стало ранним. Чаще всего, это возникает по вине неисправного датчика коленвала.
  4. Двигатель запускается с трудом, а в некоторых случаях совсем не запускается. Эта проблема тоже может возникать не только по вине неисправного ДПКВ. Тут нужно обратить внимание и на многие другие элементы системы питания, чтобы делать однозначные выводы.

Как проверить ДПКВ

Проверка модуля выполняется при помощи специальных средств, которые необходимо заранее приобрести в магазине. При их использовании можно сделать вывод о том, что для проверки датчика коленвала существует 3 способа.

В первую очередь, нужно проверить его визуальное состояние. Для этого, его положение выделяется при помощи мела, а сам он снимается. Далее нужно хорошенько осмотреть корпус, обмотку и т.п. Любой намек на повреждение сразу может расставить все по своим местам, а вы неизбежно направитесь за новым датчиком коленвала.

Если физические дефекты отсутствуют, то самое время заняться проверкой электрических возможностей. Для этого вам понадобится омметр или даже мультиметр.

Итак, самый элементарный метод проверки – это измерение самой катушки и проверка ее состояния. Если датчик коленвала исправен, то сопротивление должно составлять от 500 до 750 Ом.

Конечно, заранее нужно выбрать диапазон измерений и приложить щупы к контактам устройства.

Такой метод проверки не даст полной уверенности в исправности и является лишь поверхностным. А вот следующий способ более профессиональный, но для этого вам придется запастись серьезным набором приспособлений.

Важно

Теперь проверяем индуктивность. В норме она должна составлять от 200 до 400 мГн. Далее необходимо измерить сопротивление изоляции при напряжении 500 Вольт. Данная величина должна быть не ниже 20 мОм.

Если происходит случайное намагничивание диска датчика коленвала, то необходимо провести его размагничивание. Для этого нужно использоваться специальный сетевой трансформатор, у котором было упомянуто выше.

Посмотрите видео по теме

Получая эти данные, вы можете делать смелые выводы о том, в рабочем ли состоянии находится прибор или нет. Надеемся, что мы смогли ответить на ваш вопрос: как проверить датчик коленвала.

Источник: https://365drive.ru/remont-avtomobilej/kak-proverit-datchik-kolenvala-testerom-video.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector